Логотип Peopletalk

От Библии до азиатских боевиков и компьютерных игр: как и почему «Матрица» завоевала статус культового фильма и какие послания в ней зашифрованы?

Главное изображение статьи
Реклама

Сегодня выходит продолжение культовой «Матрицы». Лана Вачовски и Лилли Вачовски подарили нам «Спиди», «Облачный атлас», «Восхождение Юпитер», «Вендетту», но легендарной и главной в их истории (если не в истории всего Голливуда) остается сюжет о Нео и Тринити и двух таблетках – красной и синей, – отмеченной в свое время четырьмя «Оскарами» и практически полумиллиардом кассовых сборов. «Матрица» вышла на исходе XX века и стала признанным образцом киберпанка – жанра научной фантастики, отражающего упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса.

Ее любили, копировали, обвиняли в плагиате, даже называли новой Библией, а ещё она навсегда изменила киноиндустрию, определив на следующие несколько лет развитие боевиков, как жанра.

Просто напоминаем, что долгие годы любой эффект замедленной съемки в кино все называли «как в Матрице».


Почему «Матрица» оказалась такой успешной?


Герой своего времени

Главный герой Томас Андерсон – среднестатистический программист, убивающий время в мире технологий, заменяющих ему реальность, – оказался удачным выбором для ассоциации зрителя с персонажем на экране. Мало того, что он типичный человек своей эпохи, так он еще и Избранный не в классическом смысле этого слова – он такой не один, спасти может не всех, а еще у него есть право выбора, и в этом его уникальность.

«Матрица»

Мистер Томас Андерсон – классический гражданин будущего, с которым легко ассоциировать самого себя, а выбор Киану Ривза на эту роль (в обход Уилла Смита и Николаса Кейджа, отказавшихся от участия в проекте) сделал свое дело и превратил Нео в универсального героя на все времена.


Все самое лучшее в одном фильме

Вообще все, что есть в «Матрице», мы уже видели раньше, но Лана и Лилли Вачовски впервые соединили любимые сюжеты в один. Зашифрованных отсылок в фильме много – можно даже сказать, что он весь из них и состоит.

Снимая «Матрицу», Вачовски ориентировались прежде всего на собственных любимчиков в мире кино: гонконгского режиссера Джона Ву («Наемный убийца»), китайский жанр «уся», известный своими сценами восточных единоборств, и, конечно, аниме. Последнее на режиссеров оказало особенно сильное влияние – отсюда в «Матрице» сцены из «Призрака в доспехах» 1995-го с эффектным выпрыгиванием из окна, разлетающимися колоннами и арбузами и даже те самые титры с зелеными символами, бегущими по экрану.

«Матрица»

Остальные элементы «Матрицы» нам тоже уже знакомы. Люди, которые живут в виртуальной реальности, не подозревая об этом? Рассказы Станислава Лема или комикс Гранта Моррисона «Невидимки». Таблетка, помогающая вырваться из мира иллюзий? «Вспомнить всё». Программы, обладающие личностью, и виртуальная тирания? «Трон». Сам термин «Матрица» в значении киберпространства? «Нейромант» Уильяма Гибсона. Образ Тринити? Молли – частично – из того же «Нейроманта». Антиутопичный технократический мир, где власть корпораций и всепроникающие информационные технологии сочетаются с социальным расслоением, нищетой, преступностью? «Джонни Мнемоник», в котором главную роль, что символично, играет тот же Киану Ривз.

Дальше – больше, и Вачовски пошли по всеобщей мировой культуре: белый кролик явно позаимствован из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, фраза «Пристегни ремень, Дороти, потому что мы покидаем Канзас» – из «Волшебника страны Оз», комната «101» – из романа «1984» Джорджа Оруэлла, где аналогичный номер носила камера пыток в Министерстве любви.  

«Матрица»

Особого внимания заслуживает книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», оказавшая на «Матрицу» сильное влияние. В основе произведения – популярная критическая теория, пытающаяся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «симуляция», и именно эта книга была обязательна к прочтению для всех актеров перед съемками (она же появляется в кадре, когда Нео достает из нее компьютерный диск).

Свое место в двух «матричных» часах нашла даже Библия. Так, отправление Нео на встречу с Пифией (это, кстати, предсказательница в древнегреческой мифологии) – аналогия событий Тайной вечери с завтраком перед отправлением, предательством, арестом и смертью четырех членов экипажа, фраза «Всего лишь человек» – аналогия слов Понтия Пилата «Ecco Homo» об Иисусе Христе, корабль «Навуходоно́сор» назван в честь вавилонского царя, последний город людей – Сион (Зион) – в честь библейского города Давида, а имена Каин и Авель явно взяты из библейского ветхозаветного сюжета 4-й главы Книги Бытия. К библейским мотивам «Матрица» отсылает и на уровне сюжета: человечество ждет второго пришествия Избранного, который всех спасет, а перед обретением силы Нео умирает. Чтобы воскреснуть, конечно.

Такой обширный культурный пласт уже выигрышно выделял «Матрицу» на фоне других фильмов, а экспериментировать создатели при этом не боялись не только с содержанием, но и с формой: так «Матрица» получилась симбиозом традиционного гонконгского боевика, нуара, антиутопии, киберпанка и триллера.

«Матрица»

Такие смелые решения, впрочем, были продиктованы в 1999-м самой аудиторией. К тому времени технологии уже прочно вошли в жизнь людей, и выросло целое новое поколение геймеров, покорявших виртуальный мир не хуже Нео и внезапно осознавших, что реальная жизнь течет не по тем же правилам. Масла в огонь подливало всеобщее чувство надвигающегося компьютерного апокалипсиса, и «Матрица» со своей полной виртуальной реальностью (в этом ее отличие от, например, «Шоу Трумана», «Открой глаза» или «Экзистенции», где искусственная реальность создана только для обмана человека или группы людей, а с самим миром все в порядке) заставляла каждого задать себе после просмотра вопрос: «А мой мир – тоже иллюзия?»

«Матрица»

К слову об играх. И из них «Матрица» взяла свое – так называемую «replayability» (способность заставить пользователя проходить игру снова и снова), проявляющуюся в деталях. Ведь чем больше мы знаем о фильме, тем интереснее его пересматривать.

В общем, стремительное развитие технологий волновало на рубеже веков всех, и Вачовски это тонко прочувствовали, доведя общечеловеческий страх до предела. Кажется, лучшего времени для такого фильма быть и не могло.


Визуальное совершенство

Если сюжеты этой истории были нам отчасти знакомы, то их реализация на экране была для 1999-го абсолютным прорывом и новшеством. То самое замедленное движение, крутящуюся камеру и эффект «bullet time» (иллюзия «заморозки» времени, когда камера движется вокруг застывшего объекта), которые мы позже увидим в десятках фильмов и компьютерных играх, подарила нам именно «Матрица».

Для съемок боевых сцен к тому же приглашались профессиональные хореографы из Гонконга, а еще одной важной заслугой картины стал монтаж, отмеченный «Оскаром», – здесь это не просто склейка кадров, а полноценный язык, на котором «Матрица» говорит со зрителем.

Это плавные переходы между сценами (например, от розовых облаков неба к розовой коже младенца), «проходы» сквозь экраны телевизора и обратно, звуковые решения, переносы зрителя вместе с героями и максимальная «бесшовность» монтажа, благодаря которому становится глубже погружение в реальность фильма.

«Матрица»

Визуальное совершенство, конечно, достигается в «Матрице» не только спецэффектами и техническими приемами. Это к тому же и очень стильный фильм. Зрители после использовали те же фразы, охотились за теми же образами – вообще мода на такие лаконичные черные плащи пошла именно после премьеры картины и успешно существует до сих пор. Цитирование фирменного стиля «Матрицы» мы позже увидим и на показе Vera Wang FW 2000, и в коллекции Balenciaga FW 2017, и в полностью посвященной фильму линейке Alexander Wang FW 2018, и на звездах. Ким Кардашьян, Джиджи Хадид, Кендалл Дженнер, Лупита Нионго – лишь часть многочисленных примеров.


Что было дальше?

«Матрица» заставила индустрию переосмыслить жанр боевика и доказала, что философские сюжеты вполне совместимы с мощным экшном, так что серьезные блокбастеры стали для студий обычным делом: так позже появятся, например, и «Эквилибриум», и «Начало». К тому же это была очень реальная фантастика, в которую частично зритель верит до сих пор, и здесь еще одна заслуга Ланы и Лилли Вачовски, сделавших не просто красивую картинку с эффектом «вау» после просмотра, а глубокую философскую историю, ставшую феноменом на всех уровнях.

«Матрица»

Правда, если с первой «Матрицей» сошлось все, то вторая и третья часть стали яркой иллюстрацией того, что некоторым культовым работам не нужны продолжения. Да, они сорвали кассу (на пару «Перезагрузка» и «Революция» заработали $ 1,2 миллиарда), но по своему смыслу и содержанию вряд ли сравнимы с началом истории. Вырос масштаб событий, уровень спецэффектов, но зрителя этим было уже не удивить, и тем неожиданней через двадцать лет было услышать о съемках уже четвертой части франшизы в мире, и без того полном подражателей Вачовски.

Получится ли им в этот раз снова увести зрителя за белым кроликом? Увидим.

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.