Движение смыслов
Арт-проект к 150-летию Сергея Дягилева
Искусство спасает от реальности. Оно исцеляет от боли, страха, душевных терзаний. Заставляет заново поверить в любовь, красоту, жизнь. Какие бы события ни происходили в мире, человеку важно видеть свет во мраке повседневности, и музыка, поэзия, живопись неизменно дарят ему такую возможность.
В начале XX века целительные свойства искусства были особенно востребованы, идеологом своеобразной арт-терапии был и Сергей Дягилев –величайший деятель своей эпохи, театральный антрепренер и популяризатор русской культуры по всему миру.
Организованные им гастроли артистов балета и оперы вошли в историю как «Русские сезоны» и с успехом гремели по обе стороны Атлантики: от Нью- Йорка до Парижа. Мир сходил с ума: воевал, боролся с «испанкой», переживал революции, но все равно требовал на бис Иду Рубинштейн из «Шахерезады» и восхищался партиями Вацлава Нижинского в «Карнавале».
В честь 150-летия со дня рождения Сергея Дягилева, человека, для воображения и амбиций которого не существовало границ, PEOPLETALK представляет арт-проект «Движение смыслов». Сегодня каждому из нас важно найти свои духовные скрепы, те истины и ценности, которые помогут преодолеть непростые времена. Танец – самая свободная форма самовыражения, поиска себя и собственных смыслов, а потому мы попросили шестерых артистов (представителей разных танцевальных направлений) выразить танцем важные для них чувства. Так, в движении родились слова: «вера», «цель», «любовь», «принятие себя» и «вдохновение». Их достали из своего сердца наши герои: танцоры и хореографы Настя и Вика Михайлец, режиссер Дмитрий Масленников, артисты Большого театра Игорь Цвирко, Кристина Кретова и Станислава Постнова. А редакция PEOPLETALK добавила к ним еще одно очень важное слово: «жизнь». Ведь танец – это жизнь. Искусство – жизнь. А любая жизнь – бесценна.
Вика и Настя Михайлец
Вика: Принятие себя в танце – это четкое понимание того, что ты делаешь. Танец не должен быть бессмысленным. За ним обязательно стоит какая-то идея. Танец как искусство несет честность, несет смысл. Мы хотим, чтобы в России танец воспринимали не только как шоу, но и как нечто более серьезное.
Настя: Мы абсолютно одинаковые внутри, поэтому наши взгляды на творчество совпадают. Когда две энергии объединяются в одну на сцене, это имеет огромный успех у зрителя. Мы – персонаж, на которого хотят посмотреть.
Вика: Танец и музыка – вещи неразделимые. Хотя я иногда люблю танцевать
под тишину. Но даже в ней я слышу звуки своей жизни.
Настя: Сейчас сложно пробиться в творческой среде. Слишком много талантливых ребят вокруг. Я не скажу, что это плохо. Но не каждый дойдет до своей цели. Многие сдаются. Уж очень большая конкуренция. Успеха можно добиться, если ты по натуре бунтарь.
Игорь Цвирко
Цель для танца очень важна. В любом балетном спектакле, будь он классический или современный, есть герой, который к чему-то стремится. И ты, танцовщик, должен это изобразить. Сам исполнитель также обладает целеустремленностью – он выходит на сцену и показывает, на что способен, с помощью физики, движений.
Я 15 лет служу Большому театру. Начинал со второстепенных ролей и со временем перешел к главным. Сейчас в качестве персонажей мне достаются одни герои. На сцене я либо спасаю мир, либо призываю к тому, чтобы все люди вместе со мной его спасали.
Когда-то я думал, что балет вымрет как искусство. Но история показывает, что он по-прежнему востребован. На сцене уже веками показывают «Сильфиду» и «Жизель» – и люди с интересом смотрят эти постановки.
Человек всегда будет ходить в театр – ведь там он отвлекается от проблем, которые его беспокоят. В театр он идет за красотой – зачастую в реальной жизни мы ее не замечаем, ведем себя беспечно. На спектакле мы готовы несколько часов подряд любоваться постановкой, ни на что не отвлекаясь.
Кристина Кретова
Балет – искусство без слов. Есть определенный набор жестов, с помощью которого можно объясниться в чувствах. Например, чтобы сказать «я тебя люблю», нужно вытянуть руку, а затем потянуть ее к себе и сложить вместе со второй крестиком возле сердца.
Из «Русских сезонов» Сергея Дягилева я очень люблю балет «Шахерезада». Мне повезло – несколько репетиций главной партии в этом балете со мной провела Илзе Лиепа. Она невероятно талантливая актриса. Илзе поведала мне, совсем юной девочке, не знавшей ничего о любви, как показать с помощью движений восточную страсть, красоту и мудрость.
Наша жизнь в искусстве коротка. Артисты балета очень рано уходят на пенсию, и поэтому хочется, конечно же, продолжать как можно дольше оставаться в искусстве и найти время для альтернативы! Я в свое время успела отучиться на педагога-хореографа в ГИТИСе. Но будущее изменчиво. Возможно, я найду свое призвание в другой профессии, возможно, продолжу в мире балета. Посмотрим.
ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО РУССКИЙ БАЛЕТ ЛУЧШИЙ В МИРЕ, НО, ЧЕСТНО ГОВОРЯ, МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ И ОТ ЕВРОПЕЙЦЕВ, И ОТ АМЕРИКАНЦЕВ. ОНИ – БОЛЬШЕ ПРО ТЕХНИКУ, А МЫ БОЛЬШЕ ПРО ЭМОЦИИ, АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО, НО ЕСТЬ И ИСКЛЮЧЕНИЯ.
Станислава Постнова
Движения телом может освоить почти каждый профессионально пригодный человек, а вот научить чувствовать и проживать подлинные эмоции на сцене почти невозможно. Если танец артиста рождается не из глубины души, то зритель сразу почувствует наигранность и подделку.
ДЛЯ МЕНЯ ВДОХНОВЕНИЕ – ЭТО ВСЕГДА КАКОЙ-ТО НЕУЛОВИМЫЙ СВЕТ, ПОЛЕТ ДУШИ, СТРЕМЛЕНИЕ ВПЕРЕД. ЧАЩЕ ВСЕГО Я ЧЕРПАЮ ВДОХНОВЕНИЕ В СВОЕЙ ПРОФЕССИИ, НЕ ВСЕГДА – В ЛЮДЯХ, МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ. ПОПУЛЯРНАЯ ПОСЛОВИЦА «АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ» ОЧЕНЬ ЧЕТКО ОТОБРАЖАЕТ МОЙ РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС.
Я убеждена, что чем чаще человек погружается в искусство, тем глубже и многограннее становится его душа, сознание расширяется. После просмотра спектакля я всегда задумываюсь о каких-то вещах, которые мне раньше в голову не приходили. Я начинаю размышляешь о своих страхах, мечтах, о разных качествах, и не всегда хороших. Я перекладываю проблемы персонажей на себя, примеряю их образы и думаю: «А как я поступила бы в этот момент?»
Сложно загадывать далеко вперед и открыто мечтать о чем-то. Я ощущаю, как меняюсь, буквально каждый день. Занимаясь творчеством, я остро чувствую, что каждый день я разная. Меняются мое настроение, восприятие и понимание жизни, отношение к людям, я люблю даже экспериментировать с цветом волос. И за счет всех этих видимых и невидимых нюансов меняется пластика моих движений, понимание образов, и сам танец в конечном итоге может получиться уже совсем другим.
Дмитрий Масленников
Вера – очень важна для танцора. Если он не верит в себя, если не обладает верой духа, то в танце ему будет сложно. При этом вера с человеком с рождения – со временем она только крепнет, разрастается.
Танец ничего никому не должен. Тематика постановки зависит от художника, от того, кто ее придумывает. Он, создатель, вправе делать на сцене все, что ему захочется.
В СВОЕЙ ХОРЕОГРАФИИ Я НЕ МОГУ БЫТЬ ОТВЛЕЧЕН ОТ ВНЕШНЕГО МИРА, ОТ ТОГО, ЧТО В НЕМ ПРОИСХОДИТ. МЫ, ТАНЦОРЫ, ВСЕ ВИДИМ И ПОНИМАЕМ – НАМ НУЖНО ОТКУДА-ТО ЧЕРПАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ. ВСЕ МОЕ ТВОРЧЕСТВО – ЭТО МОЯ РЕАКЦИЯ НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ.
Жизнь коротка – искусство вечно? Даже не знаю. Мне всего лишь 27 лет, так что у меня еще все впереди. Я думаю, что каждый из нас способен сделать из себя искусство. Я, по крайней мере, работаю над этим. О ком-то вспомнят через 100 лет, о ком-то нет. В любом случае мы с вами об этом не узнаем.
На Вике и Насте: платья и серьги Nesty Odina; каф Vertigo Jewerly Lab | На Кристине: платье Yanina Demi Couture | На Станиславе: платье Yanina Demi Couture; серьги Yana Markova
Фото: Слава Новиков | GIF: Тарас Хохлов | Стиль: Ксения Васильева | Идея: Ксения Аносова | Макияж: Валерия Травкина, Роза Даварашвили, специалисты команды Lenayasenkova team | Волосы: Евгения Конашенкова, Oribe | Продюсер: Ася Лейб | Ассистент продюсера: Лолита Сидорина | Текст: Мария Стельмах | Дизайн: Татьяна Курьякова