Гид по русскому изобразительному искусству: от икон до нейросетей

Гид по русскому изобразительному искусству: от икон до нейросетей

ТТы когда-нибудь задумывался о том, что скрывается за известными произведениями искусства? Почему именно мишки, почему в сосновом бору? Почему черный квадрат, а не синий круг? В конце концов, почему девочка с персиками, а не с дыней или черешней? На самом деле в основе создания любого арт-объекта лежит увлекательная история. Пришло время ее рассказать!

Специально ко Дню музеев (18 мая) PEOPLETALK выпускает проект, посвященный русскому изобразительному искусству. Если у тебя в школе не было истории искусств или ты ее отчаянно прогуливал, то этот материал тебе точно пригодится. Каким был путь от бурлаков до черного квадрата? Что общего между иконами и советскими плакатами? Как отличить Куинджи от Айвазовского, а Серова от Саврасова и у кого из них там грачи прилетели? Об этом читай в нашем интерактивном гиде по русской живописи XIV–XXI веков.

Кстати, рекомендуем после прочтения материала отправиться в музей и собственными глазами посмотреть на упомянутые шедевры (все они хранятся на территории нашей страны), потому что, будем честны, ни один Интернет мира не предаст реальную красоту, глубину и силу этих великих произведений искусства.

XIV–XV века

После 988 года на Руси начинает развиваться одно из самых знаковых направлений искусства того времени – иконопись. Первоначально стиль зародился в Византии, но в XIV веке греческие мастера начинают регулярно приезжать в Москву и другие крупные города, чтобы передать свое мастерство отечественным фрескистам. Самым известным греческим иконописцем того времени принято считать Феофана Грека, руководившего росписями многих знаменитых соборов России. Во время работы над Благовещенским собором ему помогали выдающиеся ученики – Семен Черный и Андрей Рублев. Со временем русские живописцы не просто переняли византийский метод, но и во многом усовершенствовали его с точки зрения техники, а также усложнили за счет внедрения традиционно русских элементов.
Христос Вседержитель, Андрей Рублев, 1410–1420 гг. (Государственная Третьяковская галерея)
«Христос Вседержитель» Андрей Рублев, 1410–1420 гг. (Государственная Третьяковская галерея)
Русские иконописцы начинают перенимать стиль и веяния Византии, вкладывая в них собственный культурный код и свои смыслы. Помимо творческого отделения от традиционной византийской школы, политические связи между странами также ослабевают. В русских летописях становится все меньше упоминаний византийских и балканских художников, а вскоре между Москвой и Константинополем и вовсе случается церковный разрыв.
Троица, Андрей Рублев, 1425 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Троица» Андрей Рублев, 1425 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Богоматерь Одигитрия, Дионисий, 1428 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Богоматерь Одигитрия», Дионисий, 1428 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Финальным аккордом во взаимоотношениях между двумя столицами стало падение Византии в 1453 году. Русские мастера уже полностью отошли от учений греков, окончательно сформировав собственное художественное видение. Ярким представителем московской школы иконописи становится Дионисий. Фрескист происходил из древнего и прославленного боярского рода и много путешествовал. Был на Афоне, в Сербии, Болгарии, знакомился с памятниками изобразительного православного искусства, что в дальнейшем позволит ему совместить каноническую богословскую традицию и внимание к эстетике. В Ферапонтовом монастыре почти полностью сохранился ансамбль росписи мастера. Также осталось несколько икон с деисусного чина, в том числе икона «Воскресение» в изводе «Сошествие во ад».
Преображение Господне, Феофан Грек, ок. 1403 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Преображение Господне» Феофан Грек, ок. 1403 г. (Государственная Третьяковская галерея)

XVII век

Искусство XVII столетия находится на стыке новых идей и старой школы. Иконопись все еще остается главным направлением, но внешнеполитическая деятельность России, направленная на развитие торговых и культурных отношений с Западом, диктует свои правила. Центром становится Москва, где упор делался на европеизацию и современные течения. Новыми именами в русской иконописи становятся Гурий Никитин и Симон Ушаков. Последний выступал связующим звеном между старым и новым. В свои 22 года он уже расписывал Грановитую палату, Успенский собор и другие крупные храмы. Его заказчиками были многие знатные люди, в том числе и царь Алексей Михайлович. Полной противоположностью Симона был Гурий Никитин. Его стиль отличался отображением красоты русской природы, живостью композиции и плотностью сюжета. Он предпочитал расписывать все пространство, отводя фону минимальное место. На работах Гурия все образы будто находятся в движении. Яркий пример – икона «Спас Вседержитель на престоле» 1687 года.
Пророк Иеремия, Гурий Никитин
Пророк Иеремия, Романовский Крестовоздвиженский собор, южная стена четверика Гурий Никитин
Портрет Степаниды Степановны Яковлевой, Иван Вишняков, около 1756 г. (Государственный Эрмитаж)
«Портрет Степаниды Степановны Яковлевой», Иван Вишняков,
около 1756 г. (Государственный Эрмитаж)
Конец столетия знаменует закат иконописных традиций. На смену им приходит новый жанр парсун (от слова «персона», которое в конце XVII – первой половине XVIII века заменяло в России слово «портрет»). Отличительной чертой парсуна было полное смешение техник: с одной стороны, сохраняется плоскость изображения, присущая иконам, с другой – появляются первый объем и тени, лица героев становятся более индивидуальными. Церковное искусство постепенно сменяется светским. В собрании Русского музея хранится картина, которая считается идеальным примером жанра – «Портрет Якова Федоровича Тургенева» работы неизвестного автора.
Автопортрет с женой, Андрей Матвеев, ок. 1728–1729 гг. (Государственный Русский музей)
«Автопортрет с женой», Андрей Матвеев, ок. 1728–1729 гг. (Государственный Русский музей)

XVIII век

С приходом к власти Петра I изменилось все, и мы сейчас не только об отрубленных бородах и новом календаре. Через распахнутое окно из Европы в Россию потянулись западные стили, школы и традиции. Строительство Санкт-Петербурга – первого в империи города европейского типа – повлекло за собой приезд иностранных художников и архитекторов. Появилась возможность посмотреть коллекции зарубежного искусства. Портрет становится основным жанром станковой живописи XVIII века. Если посмотреть на картины того времени, легко можно увидеть, что поза, костюм, антураж и даже атрибуты схожи между собой. Потому что делались они по определенному прейскуранту, в котором учитывался даже процент самостоятельной работы художника и его подмастерья. К тому же все портреты четко делились на торжественные (парадные) и более камерные (приватные).
Портрет Павла I, Степан Щукин, 1797 г. (Симферопольский художественный музей)
«Портрет Павла I», Степан Щукин, 1797 г. (Симферопольский художественный музей)
Портрет М.И. Лопухиной, Владимир Боровиковский, 1797 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Портрет М.И. Лопухиной», Владимир Боровиковский, 1797 г. (Государственная Третьяковская галерея)
После открытия в 1764 году Академии художеств у мастеров появляется интерес к историческим полотнам и произведениям на античные и библейские сюжеты. С основанием в 1767 году портретного класса меняется и процесс обучения. Прежде все русские портретисты перенимали опыт своих учителей или брали уроки у заезжих знаменитостей, теперь же появилось единое централизованное образование. На примере одного из самых востребованных художников того времени Федора Рокотова составим приблизительное представление о доходах успешного автора. В 1770-х его портрет оценивался в 50 рублей, но затем он по собственному почину пишет царский портрет Екатерины, за что получает от императрицы в награду 500 рублей. После этого его работы начинают стоить 100 рублей. Это позволяет художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом и стать членом Английского клуба.
Портрет Екатерины II, Федор Рокотов, 1780 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Портрет Екатерины II», Федор Рокотов, 1780 г. (Государственная Третьяковская галерея)
В силу своего коммерческого успеха жанр портрета процветает. Из девяти первых выпускников Академии пятеро были портретистами и лишь двое специализировались на исторической живописи. Портреты занимают важное место на академических выставках и позволяют художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (членом-корреспондентом) или даже академиком. Боровиковский получил первое звание в 1794 году за изображение Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, а через год – второе за портрет Великого князя Константина Павловича. Так портрет стал одним из наиболее верных путей художника к успеху.
Лизынька и Дашинька, Владимир Боровиковский, 1794 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Лизынька и Дашинька», Владимир Боровиковский, 1794 г. (Государственная Третьяковская галерея)

XIX век

В XIX веке портрет все еще остается популярным жанром среди знати, но к нему начинают относиться примерно как в наше время к фотографии. Портреты заказывали в качестве памятного подарка или интерьерного декора. В какой-то момент даже появился поджанр акварельный мини-портрет – из таких работ составляли семейные альбомы. Видя популярность живописи, ею начинают интересоваться и дворяне. Первопроходцем был Федор Толстой, который позже стал вице-президентом Академии художеств. Выпускники начинают получать госзаказы, а за пределами Москвы открываются новые художественные центры.
Отечественная война 1812 года дала новый виток в развитии русской живописи – усиливаются патриотические мотивы. Одновременно с этим зарождается романтизм. Несмотря на все различия, в России эти два течения прекрасно существовали бок о бок и нередко перекликались на одном полотне. Большим мастером такого жанрового симбиоза был Карл Брюллов. Художники становятся ближе к своим героям, а в пейзажах все чаще встречаются городские мотивы. Одним из первых романтические пейзажи стал писать Семен Щедрин.
На пашне. Весна, Алексей Венецианов, 1820 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«На пашне. Весна» Алексей Венецианов, 1820 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Золотая осень, Исаак Левитан, 1895 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Золотая осень» Исаак Левитан, 1895 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Девятый вал, Иван Айвазовский, 1850 г. (Русский музей, Михайловский дворец)
«Девятый вал», Иван Айвазовский, 1850 г. (Русский музей, Михайловский дворец)
Политические события вновь влияют на развитие живописи, и после восстания декабристов художники с головой погружаются в реализм. Теперь искусство напрямую транслирует мысли и идеи своего автора. Ярким представителем жанра был Павел Федотов. Отставной офицер создавал узнаваемые и весьма саркастичные образы современников. Одновременно с этим на рубеже 1850–60 х годов свою знаменитую коллекцию начал собирать Павел Третьяков, завещавший в будущем передать все свое собрание государству.
Поражение России в Крымской войне сильно повлияло на настроения в обществе, люди были недовольны действиями властей, пришло время обличающего критического реализма. Несмотря на общие волнения, в Академии художеств сохранялись старые привычки: ученикам было велено писать по канонам и только на классические сюжеты. Консервативная позиция школы привела к одному из самых известных арт-событий XIX века – «бунту четырнадцати». 14 выпускников отказались писать полотна на заданную тему и покинули Академию без звания, позднее организовав Артель художников. Идейным вдохновителем первого независимого творческого объединения живописцев был Иван Крамской. Через несколько лет объединение распалось, а его участники в 1870 году вошли в Товарищество передвижных художественных выставок.
Не имея под рукой важных исторических событий, художники начали искать новые пути самовыражения. Так, приемы импрессионизма начали использовать Константин Коровин и Валентин Серов. Символизм прослеживался в работах Михаила Нестерова, Франц Рубо развивал батальную технику, а Михаил Врубель создавал работы в стиле зарождающегося русского модерна. В художественной среде царят жанровое разнообразие и время творческих экспериментов. В усадьбе влиятельного купца-мецената Саввы Мамонтова образуется Абрамцевский кружок, в который входят Василий Поленов, Михаил Нестеров, Илья Репин, братья Васнецовы и другие художники. В поместье приезжают гостить и работать не только известные живописцы и графики, но и скульпторы, декораторы и писатели. А в 1898 году в петербургском Михайловском дворце торжественно открывается Русский музей. В него входят коллекции русской живописи из фондов Эрмитажа, Академии художеств и императорских собраний.
Иван-царевич на Сером Волке, Виктор Васнецов, 1889 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Иван-царевич на Сером Волке» Виктор Васнецов, 1889 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Царевна-Лебедь, Михаил Врубель, 1900 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Царевна-Лебедь», Михаил Врубель, 1900 г. (Государственная Третьяковская галерея)

XX век

Еще до революции в России зарождается авангард, начало которому положило объединение «Бубновый валет» с его дерзкими участниками и не менее эпатажными картинами. После событий 1917 года это художественное течение только укрепляет свои позиции. Оно дает волю мысли и влечет за собой создание новых направлений: от кубизма до лучизма. С приходом большевиков художники пытаются найти себя в перевернувшейся реальности, одни обращаются к оригинальным сюжетам, другие экспериментируют с формой. И довольно быстро власть идет им навстречу. Например, Марк Шагал оформляет родной город Витебск красными флагами к первой годовщине революции, а Малевич создает коммуну художников. Как ни странно, авангардисты хорошо принимают революцию (так как сами приверженцы левых взглядов). И на несколько лет течение становится официальным искусством новой России.
Матрос и красноармеец, Владимир Лебедев, 1919 г.
«Матрос и красноармеец», Владимир Лебедев, 1919 г.
К середине 20-х годов младшее поколение авангардистов начинает увлекаться конструктивизмом. В его основу ложится философия: зачем нужны усовершенствованные теории, если можно просто транслировать новую идеологию. Искусство становится более массовым и утилитарным, его главная цель – нести пользу советскому народу. Именно поэтому художники становятся дизайнерами, придумывают новые шрифты, делают посуду, фотографии и плакаты. Но не все оказываются сторонниками новой формы. Ассоциация художников революционной России (АХРР) резко выступает против изображения революции с помощью цветных квадратиков. Нужно рисовать просто и понятно, тем более что государство готово за это платить. Еще одни реалисты – Общество станковистов (ОСТ) и их ленинградские единомышленники «Круг художников» – считают, что все должно быть оптимистичнее, ярче и проще. Из этих движений постепенно рождается соцреализм.
Купание красного коня, Кузьма Петров-Водкин, 1912 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Ударники, Павел Филонов, 1935 г. (Государственный Русский музей)
«Ударники», Павел Филонов, 1935 г. (Государственный Русский музей)
Спортсмены, Казимир Малевич, 1931 г. (Государственный Русский музей)
«Спортсмены», Казимир Малевич, 1931 г. (Государственный Русский музей)
Если в 20-е годы художественные организации существовали довольно стихийно, то в 30-е власть решает покончить с любым самоуправством. Создается официальный Союз художников – теперь это единственная легальная организация для представителей творческих профессий на всю страну. Один союз – один творческий метод. Соцреализм должен показывать советскую действительность и ее славное будущее. Почти как карикатура, только с пафосом и апломбом. Что интересно, соцреализм – первое искусство, которое вообще исключает любую критику. Своей программы у него нет, есть только линия партии, которая меняется почти ежедневно. Никакая индивидуальная манера в таких условиях прижиться не может, и самый лучший художник – тот, кого не видно, кто не оригинальничает ни в форме, ни в содержании. Просто рисует вождя. Продолжается это вплоть до смерти Сталина в 1953 году.
Великая Отечественная война не остановила развитие советского искусства. Обостренность патриотических чувств и активная гражданская позиция художников пронизывали искусство того времени. Особой популярностью пользовались агитационные плакаты, лозунги и флаги, направленные на поддержание боевого духа населения. В послевоенный период стало популярным писать картины, воспевающие героическое прошлое России. Десятилетие подарило нам немало ценного в самых разных изобразительных формах. В основном достижения связаны с жанровой картиной. Появились полотна Пластова на темы колхозной жизни («Ужин трактористов», «Сенокос», «Жатва»), работы Чуйкова (серия «Киргизская сюита»). Однако в этот период в творчестве некоторых художников появляются излишняя парадная помпезность и приверженность штампам.
В 60-е годы в Москве впервые начинает выставляться один из основоположников нового соц-арта (и, пожалуй, наиболее яркий его представитель) Эрик Булатов. Грустный факт: на протяжении 30 лет художник будет зарабатывать не на своих полотнах, а на иллюстрациях к детским книжкам.
Горизонт, Эрик Булатов, 1971–1972 гг. (Музей искусства авангарда)
«Горизонт», Эрик Булатов, 1971–1972 гг. (Музей искусства авангарда)
«Горизонт», Эрик Булатов, 1971–1972 гг. (Музей искусства авангарда)
В период оттепели тоталитаризм ослабевает и расцветают альтернативные течения. Отечественные мастера теперь не выступают с манифестами, а спокойно работают в своих мастерских. Однако затишье продлилось недолго. В 1962 году Никита Хрущев после посещения первой выставки в Манеже объявляет возврат к соцреализму. Все художники, не желавшие мириться с новыми устоями, переезжают в Лианозово. В 1972 году Лианозово становится центром нонконформизма. Через два года один из основоположников школы решает устроить уличную выставку в знак протеста. Власти реагируют оперативно: всех участников несанкционированного вернисажа арестовали, а картины уничтожили бульдозером, тем самым подарив акции историческое название – «Бульдозерная выставка». Такой акт вызвал волну негодования в западных СМИ и среди советского народа, и правительство дало послабление неугодным художникам – они могли творить свободно, но со статусом тунеядца (что считалось уголовно наказуемым). Концом эпохи неофициального искусства принято считать первый в России аукцион Sotheby’s, на котором в 1988 году законно можно было купить любое произведение XX века.

XXI век

Искусство XXI века все еще находится в процессе своего развития, поэтому невозможно четко отследить различия между разными эпохами и течениями. Первые 25 лет можно назвать переходными. Художники соединяли между собой разные стили и направления, которые начали формироваться с конца 1950-х годов. Эта эпоха предоставила отечественным авторам бесконечные возможности для свободного художественного развития в разных направлениях. Современная живопись представляет собой разнообразие стилей. Художники вдохновляются творчеством мастеров предыдущих столетий. Так, у известного современного художника Армена Гаспаряна в произведениях много отсылок к эпохе Возрождения.
Сон, Дмитрий Иконников 2015 г. (Музей современного искусства «Гараж»)
«Сон» Дмитрий Иконников 2015 г. (Музей современного искусства «Гараж»)
Титаник, серия «Кукольный театр», Александр Ситников, 2010 г. (Музей современного искусства «Гараж»)
«Титаник» серия «Кукольный театр», Александр Ситников, 2010 г. (Музей современного искусства «Гараж»)
2007 год можно окрестить годом расцвета субкультур и уличного искусства, которое в дальнейшем выльется в отдельное художественное течение. Свобода самовыражения, дух бунтарства и политические потрясения только увеличивали популярность и значение стрит-арта как голоса народа. Даже во время страшных потрясений уличные художники передают настроение момента. В последнее время галереи стрит-арта становятся одной из самых доступных форм искусства.
Идентификация. Автопортрет, Александр Ситников, 2010 г. (Государственная Третьяковская галерея)
«Идентификация. Автопортрет», Александр Ситников, 2010 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Определить одно конкретное течение невозможно. В одной работе могут встретиться абсолютно разные стили. Одним из выдающихся представителей середины десятилетия остается тандем Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Работы дуэта стали отражением целых эпох: постсоветских 1990-х и китчевых 2000-х. Совмещая российские и западные медийные образы, используя цитаты из соц-арта, они создают ироничные сюжеты в духе русского реализма. В 2010-х художники начали обращаться к образам повседневности.
Хоровод, Наталья Нестерова, 2009 г. (Государственный Русский музей)
«Хоровод», Наталья Нестерова, 2009 г. (Государственный Русский музей)
Ярким отражением общества потребления становится массовое искусство, возникновение которого связывают с последней третью XX века. Характерные черты, отделяющие массовое от элитарного, – простое в восприятии и понимании с выраженной развлекательной функцией. Известным в арт-пространстве становится Данила Ткаченко. Художник прославился благодаря скандальному фотопроекту «Родина», когда выяснилось, что снятые на пленку пожары в брошенных деревнях устраивал сам автор проекта. Второе имя, которое тебе следует знать: Евгений Антуфьев. После окончания института он практически сразу получил премию Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года». Широкую известность в России и Европе он получил в 2016 году, когда представил свой проект «Вечный сад» на Manifesta 11.

Digital-искусство

Появление в 1990-е годы Интернета и первого браузера Netscape Navigator дало художникам новый виток вдохновения в виде нет-арта. Если говорить кратко, то это искусство, живущее в Сети, доступ к которому можно получить исключительно при помощи браузера. Каждое произведение нет-арта – это самостоятельная страница (или группа страниц), использующая возможности и ограничения Интернета для создания художественного высказывания. Ключевыми фигурами раннего отечественного нет-арта являются Оля Лялина и Алексей Шульгин. Они считаются авторами программного текста «Сети для художника». Он был опубликован в газете «Коммерсантъ» в 1996 году.
My Boyfriend Came Back from the War, Оля Лялина, 1996 г.
My Boyfriend Came Back from the War Оля Лялина, 1996 г.
Screenshot of Alexei Shulgin, Form Art Алексей Шульгин, 1997 г.
«Screenshot of Alexei Shulgin, Form Art» Алексей Шульгин (1997 г.)
Интернет продолжает развиваться, создавая новые инструменты и возможности для художников. Появляется возможность творить без традиционного холста. Социальная сеть Instagram*, запущенная в 2010 году как приложение для публикации фотографий, стала главной из таких площадок, давших полную свободу самовыражения. Публикация «аналоговых» работ – картин, скульптур или даже инсталляций – становится отправной точкой в карьере любого современного художника. Яркими представителями digital-искусства из социальных сетей можно назвать Елену Шейдлину, работающую в стиле, который она определяет как сюрвиртуализм, и Арюну Тардис как пример гибридности современных жанров.
Назад, Елена Шейдлина, 2021 г.
«Назад» Елена Шейдлина, 2021 г.
В 2015-м живопись переходит из двухмерного пространства в 3D. Сюда можно отнести искусство, которое размышляет о том, каким станет будущее под влиянием технологического прогресса, растущей автоматизации и развития искусственного интеллекта. Основным источником вдохновения служит научная фантастика. Внутри этого течения часто можно обнаружить алармистские картины негативных последствий прогресса и текущей деятельности человека, темы постапокалипсиса и разрушенных техногенной катастрофой заброшенных мегаполисов.
Киберпанк, Евгений Зубков
«Киберпанк» Евгений Зубков
Photo: Ника Давыдова. Style: Екатерина Белая. MakeUp: Маргарита Арт. 3D: Лена Читинская. Concepts & Art Direction: Никита Реплянский
Photo: Ника Давыдова.
Style: Екатерина Белая.
MakeUp: Маргарита Арт.
3D: Лена Читинская.
Concepts & Art Direction: Никита Реплянский
Нейросети @trankyz
Нейросети @trankyz
Сегодня для создания арт-объекта не всегда нужно прямое участие человека – нейросети могут сгенерировать самые разные изображения. В апреле 2023 года на престижном мировом конкурсе фотографии Sony World Photography Awards главный приз получил снимок, созданный искусственным интеллектом. Жюри не смогло отличить его от настоящей фотографии. Мировое сообщество обеспокоено вопросами этики и авторского права, так что пока плоды трудов нейросетей едва ли можно официально назвать художественным наследием. Но в обозримом будущем наверняка появятся законы, регламентирующие это поле творческой деятельности.
Несмотря на то что главной платформой для digital-искусства остается Интернет, у людей возникает желание увидеть его не только на экране своего смартфона. Именно для этого в России и создаются офлайн-площадки для цифрового искусства.
Например, в Московском музее современного искусства «Гараж» есть специальная программа Garage Digital, которая демонстрирует и изучает не только цифровое искусство, но и новейшие технологии, которые могут служить одновременно инструментом, материалом и медиумом произведений: код, нейронные сети, Big Data, игровые движки и компьютерная графика, 3D-печать и другие новые типы производства.
Выставка «Операционные изображения» Харун Фароки
Выставка «Операционные изображения» Харун Фароки
Иначе к цифровизации искусства отнеслась галерея «Цифергауз» в Санкт-Петербурге. Попадая в нее, как будто оказываешься в «Матрице». Благодаря проекционным экранам разных форм, инновационным проекторам-шаттлам и концертной акустике пространство позволяет полностью погрузиться в произведения отечественных и мировых художников. Также, помимо выставок, здесь проходят лекции, кинопоказы и мастер-классы.
Галерея «Цифергауз»
Галерея «Цифергауз»

*Признан экстремистским и запрещен на территории России.

Текст: Елизавета Шевченко
Дизайн: Татьяна Курьякова
Иллюстрации: Анастасия Лукашева