#Культура #НОВОСТИ #СТИЛЬ ЖИЗНИ

10 безотказных ораторских приемов, которые заставят окружающих слушать тебя

Страх сцены знаком многим. В компании друзей нам легко быть красноречивыми и остроумно шутить, но на публике откуда-то появляется скованность и косноязычие. Как стать харизматичным человеком и рассказывать истории так, чтобы у слушателей дух захватывало? Вот несколько фишек, которые улучшат ораторское мастерство.


Помни о подготовке

Кейт Бланшетт в фильме «Тар»

Насколько бы виртуозно человек не владел искусством импровизации, нельзя целиком полагаться на счастливый случай. Ведь удача сопутствует усердным. В конечном счете, в любом деле важно мастерство. Поэтому разбираться в теме недостаточно, важно уметь правильно донести ее до аудитории. Желательно заранее подготовить презентацию, подобрать интересные картинки, вынести все важные тезисы и даже уместно пошутить. Желательно продумать не только возможные вопросы аудитории, но и такие мелочи как внешний вид. Ведь как бы ни была интересна тема, прежде всего, расположение слушателей будет зависеть от первого впечатления. Можно также попросить кого-то из знакомых или коллег прогнать выступление, чтобы точно уложиться в отведенное время и продумать ответы на возможные вопросы аудитории. Для практики полезно выступать перед зеркалом или записать себя на видео.


Представься кратко

Эмилия Кларк в сериале «Игра престолов»

«Я – Дейенерис Бурерожденная из дома Таргариенов, именуемая первой, Неопалимая, Королева Миэрина, Королева Андалов, Ройнар и Первых Людей, Кхалиси Дотракийского Моря, Разбивающая Оковы и Матерь Драконов». Неслучайно фраза героини из сериала «Игра Престолов» стала мемом, как и ее продолжение «А я Джон Сноу». Как бы эффектно ни звучала твоя должность, лучше представиться кратко, поскольку большинство людей с трудом запоминает имена. Если ты совмещаешь несколько должностей, например, шеф-редактора и бьюти-редактора, представляйся более высокой, то есть первой. Важно, чтобы у слушателя не было в голове путаницы. Ведь многим лениво разбираться во всех тонкостях. Уже потом в процессе можно добавить, что ты также специалист в направлении бьюти. Главное, чтобы это звучало органично.


Пауза, жесты, вежливость

Робин Уильямс в фильме «Общество мертвых поэтов»

Когда приходит наша очередь говорить перед публикой, мы часто начинаем быстро и громко тараторить, вываливая на собеседника тонну информации. Нам кажется, что так мы произведем впечатление квалифицированных и уверенных в себе людей, но на деле оставляем слушателей в недоумении. Да, это лучше, чем неловкое молчание, но сам смысл сказанного так и не достигает цели. При этом рассказ, как правило, сопровождается экспрессивной жестикуляцией, с головой выдающей наше волнение. Увы, большинство недооценивает силу паузы. Иногда молчание – красноречивее тысячи слов. Поэтому не стоит им пренебрегать. Обрати внимание, что статусные и властные персоны никогда не спешат. Еще один важный нюанс при выступлении – здраво оценить публику. С кем можно общаться на «ты», а с кем на «Вы» и так далее. Всегда нужно быть приветливыми с незнакомцами и не забывать о трех важных словах: «здравствуйте», «спасибо» и «до свидания».


Интригующее вступление

Джуд Лоу в сериале «Молодой папа»

У тебя есть лишь несколько секунд, чтобы привлечь внимание. Для этого начало должно быть ярким. Можно начать его с вопроса, например, перед презентацией новой модели смартфона спросить у публики, как часто люди им пользуются. Всегда хорошо начинать с каких-то цифр и фактов. Пример: «Ежедневно люди выпивают более 2 миллиардов чашек кофе». И только затем переходить к сути беседы.


Придерживайся главной мысли

Леонардо ДиКаприо в фильме «Волк с Уолл-стрит»

Распространенная ошибка, которую допускают начинающие ораторы, это – растекаться мыслью по древу. Перед выступлением важно набросать себе памятку с тезисами о самом главном, чтобы не утомлять слушателей ненужными деталями. Тебе может показаться, что вся информация важна, но это не так. Люди запоминают только самое яркое. Не стоит также чересчур злоупотреблять терминологией. Если есть возможность высказаться проще и яснее, сделай это. Твоя задача – рассказать о сложном так, чтобы это понял даже ребенок.


Используй цитаты, шутки и фразеологизмы

Джеффри Раш, Колин Ферт и Хелена Бонем Картер в фильме «Король говорит!»

Недостаточно захватить внимание аудитории, важно его удержать. Для этого нужно избегать в речи сухих фраз и канцеляризмов. Не стоит стесняться разбавлять выступление цитатами известных людей, особенно если они уместны. Юмор – тонкая субстанция, которая может как влюбить в себя аудиторию, так и оттолкнуть ее. Поэтому шутки лучше использовать с осторожностью и не переборщить. Желательно предварительно испытать их на ком-то из знакомых. Также разнообразить речь помогут афоризмы и фразеологизмы.


Используй клиффхэнгеры

Джереми Айронс и Холлидей Грейнджер в сериале «Борджиа»

Иногда спикеры настолько переживают во время публичных выступлений, что вываливают всю информацию сразу, убивая интригу. Важно, чтобы у тебя всегда была некоторая недосказанность. Именно этот прием (Речь о клиффхэнгерах – Прим. ред.) часто используют в сериалах, когда эпизод заканчивают сценой убийства, а потом оказывается, что герой ранен, но выжил.


Держи контакт с публикой

Марго Робби в фильме «Две королевы»

В идеале выступление должно напоминать беседу с лучшим другом, поэтому старайся не смотреть постоянно на бумажку, а лучше заучи все, чтобы обойтись без нее. Во время презентации не стоит говорить спиной к залу. Твое тело должно быть развернуто к аудитории, даже если ты хочешь прокомментировать какую-то графическую информацию с экрана. При этом желательно, чтобы твои слова дополняли презентацию, а не совпадали. Ведь люди сами в силах прочитать. Чтобы не сбиваться, можно в включить в нее основные тезисы, которые напомнят тебе последовательность информации, которой ты планируешь поделиться.


Спроси мнение слушателей

Николь Кидман в фильме «Щегол»

Сидеть и слушать несколько часов подряд очень утомительно, поэтому естественно концентрация внимания аудитории снижается, особенно если перед тобой еще выступали спикеры. Поэтому можно выгодно выделиться на их фоне, спросив мнения у аудитории. Это позволит повысить интерес к теме и немного оживить публику. Хорошо, если между людьми возникнет что-то вроде дискуссии. Единственное, важно вести ее так, чтобы не украсть собственное время, отведенное на выступление, и уложиться в срок.


Подытоживай

Киллиан Мерфи в фильме «Оппенгеймер»

Если яркое вступление позволяет привлечь внимание аудитории, то концовка должна быть компиляцией всего сказанного. Это нужно, чтобы каждый человек мог кратко пересказать суть темы, например, у кулера с коллегами.