В 2024 году на Международном фестивале кинодебютов «Дух огня», который проходил с 23 по 26 марта в Ханты-Мансийске, главной темой стал особый язык национальной кинематографии. В программе были представлены фильмы из солнечных Индонезии и Киргизии, степных Казахстана и Китая, колоритных Индии и Бразилии и снежных регионов России — Якутии и Югры. PEOPLETALK побывал на кинофестивале и выбрал самые интересные фильмы из конкурсных и внеконкурсных программ, которые действительно стоит посмотреть.
Кстати, посмотреть список лауреатов кинофестиваля «Дух огня» можно здесь.
«Бауырына салу», реж. Асхат Кучинчиреков (2024), Казахстан
Фильм-победитель «Духа огня – 2024», который понравится как ценителям артхауса, так и любителям классических сюжетов. Картина описывает повседневность в поселении, где в центре сюжета – 12-летний мальчик Ерсултан, живущий с бабушкой. Он помогает ей по хозяйству, а в остальное время трудится на соляных шахтах, чтобы накопить денег на поездку к родителям. Ведь, согласно казахской традиции, первенцев оставляют на попечение дедушек и бабушек, так что дети растут без родительской ласки. Внезапная смерть любимой бабушки позволяет ему вернуться в родной дом, где он чувствует себя чужим. Наладить отношения с семьей ему очень непросто, в особенности с требовательным отцом.
«Тегар», реж. Ангги Фриска (2022), Индонезия
У Тегара есть мечта: ему хочется пойти в школу и завести друзей, словом, быть как все нормальные дети. Однако из-за инвалидности он зависим от помощи своей семьи. На свое 10-летие мальчик делится заветным желанием с дедушкой. Несмотря на отсутствие рук и ноги, своей единственной конечностью он рисует, готовит и даже управляет велосипедом. Эта пронзительная история о силе духа покорит человечностью и научит не сдаваться на пути к самым сложным целям.
«Айыы Куо», реж. Айааал Адамов (2024), Россия (Якутия)
Пронзительный якутский эпос о двух сестрах. Младшая учится в Петербурге и неожиданно узнает о смерти старшей сестры, оставившей после себя дочь. Она возвращается в глухую якутскую деревню, чтобы вместе с племянницей проводить сестру в последний путь. Ночью после похорон студентку навещает дух покойной. Им предстоит многое откровенно обсудить, но не на языке людей, а с помощью традиционного пения тойук в технике кылысах. В итоге, вместо того чтобы вернуться в город, младшая сестра замещает старшую, беря на себя заботы о ее муже и дочери.
«Черное», реж. Вика Дегтева (2024), Россия
Как далеко мы готовы зайти, чтобы помочь жертве? 26-летняя Сима провожает незнакомку в общину, расположенную на окраине города. Наутро она обнаруживает, что оказалась в секте, и пытается бежать вместе с новообретенной подругой. Однако в их нелегком пути назад она оказывается перед непростым выбором, который перевернет ее представление о себе и о том, что такое добро и зло.
«Как отец и сын», реж. Бай Чжыцян (2021), Китай
Судьба сталкивает вместе уличного торговца и беспризорного ребенка. Мальчик устроил погром в его доме-палатке, испортив товары. Теперь мужчина намерен найти его отца, чтобы вернуть деньги, однако это оказывается непростой задачей. Староста деревни сообщает, что родители мальчика уехали в город на заработки давным-давно и сын успел вырасти, не зная отца и мать. Однако потерпевший намерен во что бы то ни стало получить компенсацию и вместе с «заложником» отправляется в путь. Вместе им предстоит пережить немало приключений и по-настоящему сблизиться. Ведь прежде чем душа успела зачерстветь, мужчина потерял любимого сына… И теперь оба хотят одного – любви и семейного тепла.
«ERROR 404», реж. Тынчтык Абылкасымов (2024), Киргизия
Молодой программист проверяет подсудимых на детекторе лжи. Он не доверяет окружающим, полагаясь лишь на объективную логику искусственного интеллекта. И неспроста, ведь его первый брак нельзя назвать удачным, и единственное, что приносит ему радость, – это общение с сыном. А также время от времени игра в теннис. Он пытается контролировать мир, но все превращается в хаос, когда он влюбляется. Девушка кажется вполне достойной, но ее связывают непростые отношения с боссом, у которого свои скелеты в шкафу. Сможет ли герой довериться чувствам или останется верен лишь полиграфу?
«Собственность», реж. Даниэль Бандейра (2024), Бразилия
Лента в духе «Догвилля» Ларса фон Триера. Доведенный до отчаяния народ убивает хозяина поместья, эксплуатировавшего их. «Этого не должно было случиться», – убеждают они его брата и жену Терезу, но новые хозяева большого поместья неохотно слушают работников. Чтобы избежать наказания, жители держат их в заложниках. Им нужно лишь добыть паспорта и взять немного ценностей в дорогу, но все идет не по плану.
«Ненормальный», реж. Илья Маланин (2024), Россия
Инженер Юрий не верит в медицину, но влюбляется в аптекаршу Татьяну, а затем становится отцом ее «особенного» восьмилетнего сына Коли. У мальчика редкая болезнь – синдром мышечной усталости, из-за которого ребенка мучают провалы в памяти, а тело приковано к инвалидному креслу. Пока врачи в один голос советуют сдать мальчика в специализированный интернат, Юрий берется за его лечение: регулярные тренировки и игра на пианино дают свои плоды. Повзрослевший Коля вместе с отчимом едет в Пекин на музыкальный конкурс, но его все еще не покидает чувство, что он «ненормальный». В Китае ему предстоит многое понять о себе и наконец найти любовь.
«По кругу», реж. Мейсам Хассанзаде (2022), Иран
Музыкант Милад – не только поклонник Фредди Меркьюри, но и внешне его копия. Он ни дня не может прожить, чтобы не сочинить песню. Единственное, что мучит Милада, – почему от него ушла возлюбленная Мехса. Он ходит к сестре и психотерапевту, пытаясь восстановить нить событий. Возможно, девушка ушла от него из-за того, что он не распечатал ее дипломную работу. Или это были ноты с его музыкой? Почему она кричала? Чтобы понять это, герой снова и снова пересматривает видеозаписи, которая делала его возлюбленная, но кажется, что часть записей почему-то стерта. Как быть счастливым, если из-за болезни у тебя провалы в памяти?
«Снежный цветок», реж. Ганджендра Ихире (2024), Россия (Югра) – Индия
Молодая пара, индиец и россиянка, погибают при трагических обстоятельствах. В Ханты-Мансийске у них остается маленькая дочь. После похорон родители сына отправляются из Дели в Югру, чтобы забрать девочку. В снежной России им предстоит пережить немало волнующих событий. Кстати, «Снежный цветок» стал первым опытом сотрудничества в области кино между Россией и Индией в рамках БРИКС.