Эти женщины в совершенстве владели искусством шпионажа, добывая секретную информацию для нашей страны.
Красавицы с блестящим образованием осознанно шли на риск ради любви к Родине.
Они покоряли умом, очаровывали и создавали атмосферу доверия, заставлявшую людей открывать свои тайны. Кто они – эти героини, чьи имена навсегда вписаны в историю? Рассказываем о самых ярких звездах отечественной разведки и их судьбах.
Маргарита Коненкова
(1895 – 1980)
Маргарита Коненкова (в девичестве – Воронцова) вошла в историю шпионажа как любовница Альберта Эйнштейна и агент, добывший ценные данные о проекте «Манхэттен». Она легко входила в контакт с первоклассными учеными, в том числе «отцом атомной бомбы» Робертом Оппенгеймером, которому, кстати, пыталась навязать коммунистические идеалы. Сама Маргарита происходила из обедневших дворян. Ее отец был адвокатом Сарапульского окружного суда. Она получила блестящее образование в женской гимназии, а затем на юридических курсах в Москве. Но ее настоящим даром было умение располагать к себе влиятельных людей.
Перед ее чарами не устояли Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и его сын Борис, Александр Блок. Однако замуж она вышла за не менее выдающуюся личность – скульптора Сергей Коненкова, который влюбился в нее, увидев одну лишь фотографию.
У нее были светлые волосы и зеленые глаза, но особенно мужчину покорили ее руки. Она стала его музой, с которой он ваял бюсты и скульптуры. Когда Маргарита стала работать на разведку – неизвестно. В 1923 году они с мужем переехали в США. Однажды к Коненкову обратилась дирекция Принстона, чтобы тот создал бюст Эйнштейна. Так и состоялось легендарное знакомство. Поговаривали, что создатель теории относительности даже думал жениться на Маргарите, но в 1945 году чету Коненковых срочно отозвали в СССР. После смерти мужа Маргарита осталась совсем одна и испытывала финансовые трудности. До сих пор многие моменты ее биографии так и остаются засекреченными.
Елизавета Зарубина
(1900 – 1987)
Елизавету Зарубину (настоящее имя – Эстер Розенцвейг) часто называют звездой советской разведки, и неспроста. За ней охотились все разведки мира. Это она раскрыла секрет атомной бомбы и помешала Троцкому совершить революцию. Когда президент США Гарри Трумэн на встрече Большой тройки поделился новостью о супероружии, Сталин не просто был в курсе, но уже готовил ответ американцам.
Зарубина с детства проявляла талант к языкам, а отец только поощрял ее страсть, обеспечив ей блестящее образование. Она училась в Сорбонне, а потом перевелась в Венский университет. Помимо идиша и русского, она в совершенстве владела румынским, немецким, французским, английским и испанским языками. Ее навыки и образ жизни не остались без внимания спецслужб. В 1928 году она прошла особую подготовку в Москве, где получила документы на имя Елизаветы Юльевны Горской и вышла замуж за разведчика Василия Михайловича Зарубина. Вместе они выполняли задания в Вене, Турции, Дании, Германии, Франции и США. При этом шпионка получила секретные данные о военно-промышленных предприятиях Третьего рейха от начальника контрразведки Вилли Лемана, ставшего одним из прототипов Штирлица в шпионской драме «Семнадцать мгновений весны». Зарубина прославилась своей решительностью и хладнокровием в нестандартных ситуациях. Ей удавалось умело руководить 22 агентами в разных странах.
Анна Камаева
(1918 – 1998)
Среди разведчиков-нелегалов Анна Камаева отличалась умением добывать самые откровенные тайны в высших эшелонах власти. Она входила в тайный отдел НКВД, где были исключительно девушки, которых называли ласточками. Ими лично руководил Лаврентий Берия. Благодаря навыкам шпионажа очаровательная блондинка легко входила в доверие и узнавала обо всех слабостях объектов наблюдения. Девушка была умна и умела обольщать, не поддаваясь эмоциям. Кстати, именно Анна Камаева стала прототипом радистки Кэт из фильма «Семнадцать мгновений весны». Она добыла много ценных сведений во время командировок в США, Китай, Португалию, Мексику и другие страны Латинской Америки. Особенно успешной оказалась ее деятельность во время Второй мировой войны. В связи с тяжелым заболеванием мужа Михаила Филоненко, который также был разведчиком, она была отозвана в СССР. В 1963-м ее уволили в запас, присвоив звание майора.
Надежда Плевицкая
(1884 – 1940)
Надежда Плевицкая (Винникова) обладала даром исполнять любые партии, даже не зная нот. Ее голос никого не оставлял равнодушным. За это она получила прозвище Курский Соловей. Девушка происходила из крестьянской семьи. После смерти отца мать отдала ее в девичий монастырь, откуда она сбежала в Киев, где стала выступать в хоре. Там же она повстречала будущего мужа Эдмонда Плевицкого, от мимолетного брака с которым у нее осталась красивая фамилия. Девушка выступала в легендарном ресторане «Яр» и Московской консерватории, став настоящей знаменитостью. В 1921-м она переехала в Европу со своим четвертым мужем, генералом Скоблиным. Однако там она не имела такого успеха у публики, поэтому согласилась работать на советские спецслужбы. Плевицкая докладывала о настроениях эмигрантов, участвовала в операциях по разоблачению агентов и воплощению планов РОВС (Русского общевоинского союза). На одном из заданий ее муж погиб, а Плевицкую приговорили к 20 годам каторги по решению суда. Там она провела свои последние дни.
Анна Чапман
(1982 – …)
Анна Чапман (в девичестве Кущенко) – пожалуй, самая известная разведчица современной России. Благодаря ей правительство получало секретную информацию об отношениях США и Ирана, включая разработку ядерного оружия, а также личные данные руководителей ЦРУ. Ее дела шли в гору, однако карьере помешал коллега Александр Потеев, сдавший ее и других агентов разведки. По возвращении на родину она стала телеведущей, которую теперь знает вся страна. Прежде чем профессионально заняться шпионажем, Анна Чапман получила красный диплом по специальностям «Политология» и «Педагогика» в АГУ. Затем она вышла замуж за британца Алекса Чапмана. Это помогло ей внедриться в круг влиятельных бизнесменов. В России она возглавила компанию по поиску недвижимости, а в 2010-м переехала в США, где продолжила развивать бизнес. Правда, многие до сих пор считают, что и замужество, и работа были фиктивными. Вероятно, она охотно рассказала бы об этом, но одним из условий ее возвращения в Россию была конфиденциальность.