Федерико Феллини шутил, что режиссер – это Колумб, который хочет открыть Америку, в то время как вся команда хочет домой. Успех фильма не всегда зависит исключительно от того, в чьих руках камера, но и от ряда других не связанных с творчеством факторов, например, продвижения. А еще создание кино – это путь компромиссов. Ведь далеко не все спонсоры готовы дать карт-бланш. И режиссеру приходится идти на попятную, утверждая актеров на роли вне кастинга или даже меняя концепцию фильма. Однако есть мечтатели-индивидуалисты, изменившие правила игры – они преуспели, несмотря на то что поначалу в них никто не верил. О них мы и расскажем.
Ридли Скотт
На днях режиссер «Гладиатора 2» Ридли Скотт на подкасте The Director’s Cut вспомнил странный совет, который ему дали на одной из киностудий в начале карьеры. На тот момент он уже снял «Чужого» и «Бегущего по лезвию», которые тогда еще не были признаны классикой. Оказывается, во время презентации одного из фильмов Ридли Скотту всерьез посоветовали ради успеха «снять кино о нормальных людях». Тогда постановщик всерьез задумался, кто такой «нормальный человек», если не является ли это синонимом слову «скучный». По этому поводу решили вспомнить, с какими несправедливыми обвинениями сталкивались признанные режиссеры в начале карьеры.
Питер Джексон
Питер Джексон уже вписал свое имя в историю, став обладателем аж 17 статуэток «Оскар» и четвертым режиссером в списке рекордсменов самых кассовых фильмов всех времен. Он второй (после Джеймса Кэмерона) режиссер, который снял фильмы, собравшие в прокате более 2 млрд долларов. До того как прогреметь на весь мир экранизацией фэнтези-трилогии «Властелин колец» и приквела «Хоббит», новозеландец-самоучка снимал любительские инди-фильмы вроде «В плохом вкусе», «Живая мертвечина» и маппет-шоу «Познакомьтесь с Фиблами». Поначалу ни одна студия не хотела поручать ему работу над адаптацией книги, даже Харви Вайнштейн, вложивший деньги в проект, думал заменить режиссера. Однако Питер Джексон был одним из немногих, кто не боялся экспериментировать со спецэффектами. К тому же, он был поклонником книги. Он обещал в случае неудачи выплатить продюсеру деньги сполна. В итоге трилогия превзошла все ожидания, прославив режиссера.
Стивен Спилберг
Небывалые кассовые сборы «Челюстей» открыли невиданные перспективы Стивену Спилбергу, однако фильм об акуле-людоеде вполне мог обернуться катастрофой. Не сосчитать, сколько раз ломалась та самая напичканная электроникой голова хищника. Съемки то и дело сопровождались непредвиденными ситуациями, поэтому бюджет картины уже превысил заявленный на 5 миллионов долларов. Провал в прокате мог подвести черту попыткам начинающего режиссера сделать карьеру, но неожиданно фильм стал трамплином — и собрал в прокате более 476 млн долларов. И это с учетом отсутствия в касте звезд.
Квентин Тарантино
Квентин Тарантино не раз подвергался критике не только за обилие жестокости в кадре, но и расистские высказывания. Вопреки ожиданиям «Криминальное чтиво» не сразу получил статус культового кино. Продюсеры студии TriStar считали повествование в фильме «рваным», а сценарий бредовым: «Это худшее, что когда-либо было написано. Это не имеет смысла. Кто-то мертв, а потом вдруг жив. Это слишком долго, жестоко и непонятно». Фильм спас Харви Вайнштейн и его брат Боб, которые рискнули вложить в него свои деньги и предоставили Тарантино полную свободу. Несмотря на то что фильм шел в ограниченном прокате, очень скоро он привлек внимание критиков. На протяжении карьеры Тарантино не раз будут упрекать в эксплуатации жестокости и расистских высказываниях, закрепившие за ним славу бунтаря, однако в его мастерстве никому не приходится сомневаться.
Джордж Лукас
Отцу «Звездных войн» Джорджу Лукасу пришлось пройти настоящий путь джедая, чтобы получить признание. Из-за травмы ему пришлось оставить карьеру автогонщика и вспомнить об увлечении снимать на камеру. Первой работой стала антиутопия «THX 1138», которая провалилась в прокате и была не понята критиками. Тогда он решил снять простое, но коммерческое кино «Американское граффити», который получил оглушительный успех – пять номинаций «Оскар» и два «Золотых глобуса». И, пожалуй, это и стало причиной, почему продюсеры все-таки решили дать шанс молодому режиссеру снять «Звездные войны». Производство не раз было под угрозой, поскольку требовало все больше финансовых вложений. Кроме того, Лукас чуть не потерпел крах в первый съемочный день, которые происходили в пустыне Туниса – неожиданно полил ливень, который чуть не вывел из строя всю технику. Стоит сказать, что постановщику не сразу удалось завоевать уважение в команде. «Джордж, ты, конечно, можешь напечатать это, ведь не тебе же говорить эту чушь», – спорил с ним Харрисон Форд по поводу сценария. Студийные боссы настолько не верили в успех Лукаса, что передали ему права на сувенирную продукцию, а сам фильм сначала прокатывали лишь 40 кинотеатрах. Знали бы они, как ошибались на его счет.