Автор: Евгения Влади
Выражение «за спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина» не просто расхожий стереотип. Эта фраза работает и с героями древнегреческих мифов, и с культовыми дизайнерами. Практически у каждого кутюрье есть своя муза, а иногда и не одна. PEOPLETALK расскажет тебе о самых знаменитых из них.
Одри Хэпбёрн и Юбер де Живанши
Невозможно вдохновлять человека на создание великолепных нарядов и при этом не сблизиться с ним. Одри Хэпбёрн (1929−1993) и Юбера де Живанши (88) связывали ни много ни мало 42 года крепкой дружбы.
Хэпбёрн познакомилась с кутюрье в 1953 году − актриса приехала в его недавно основанный Дом моды в Париже. Легенда их знакомства гласит, что 26-летний де Живанши ожидал визита совсем другой «мисс Хэпбёрн», решив, что речь идет об оскароносной американке Кэтрин Хепбёрн (1907−2003). Однако его гостьей оказалась незнакомая хрупкая девушка. Де Живанши рассказывал, что Одри напомнила ему тростинку. «Худой подросток в забавных сандалиях, белой футболке, клетчатых обтягивающих штанах и нелепой шляпе, как у гондольеров», − так описал будущую кинозвезду дизайнер.
Актриса приехала к нему не просто так − она хотела, чтобы именно Дом Givenchy создал наряды для ее героини в фильме «Сабрина». Кутюрье согласился и предложил Одри выбрать что-то из его новой коллекции. По иронии судьбы, фильм получил премию «Оскар» за костюмы, однако досталась она не дизайнеру, а художнице Эдит Хэд, «одевавшей» остальных персонажей. Де Живанши даже не указали в титрах. Но, несмотря на это, одежда от Givenchy после премьеры стала очень популярной, а Одри и Юбер подружились.
Именно по просьбе Хэпбёрн де Живанши выпустил первые именные духи L`Interdit (1960) и в 1961 году сшил то самое маленькое черное платье для фильма «Завтрак у Тиффани», где Одри сыграла главную роль.
Де Живанши был для Хэпбёрн не просто любимым дизайнером − он оставался рядом с ней в счастливые моменты и помогал пережить самые трагичные события (расставание с мужем, смерть первого ребенка). После смерти Одри Юбер де Живанши решил отойти от дел и в 1995 году передал управление своим модным домом молодому и перспективному Джону Гальяно (54). Сегодня он очень редко появляется перед журналистами и на вопросы о дружбе с Одри отвечает, что она была удивительной женщиной и ему очень ее не хватает.
Лулу де ла Фалез и Ив Сен-Лоран
Лулу де ла Фалез (1948−2011) была не только музой и близкой подругой гениального Ива Сен-Лорана (1936−2008), но и его верной соратницей. В Доме Yves Saint Laurent, куда ее пригласил работать сам кутюрье, она занималась дизайном аксессуаров. Лулу была дочерью модели и французского маркиза, а на момент судьбоносной встречи с Сен-Лораном уже успела побыть редактором нескольких глянцевых журналов.
Лулу проработала в Yves Saint Laurent более 30 лет, и именно с ее подачи в моду вошли крупные украшения, тюрбаны, восточные орнаменты, перья. По словам современников, де ла Фалез умела виртуозно сочетать несочетаемое, благодаря чему и стала главной парижской иконой стиля.
Сен-Лоран искренне восхищался своей подругой и вдохновлялся ее образами − оммажи Лулу можно встретить в большинстве коллекций YSL, особенно в «Русской коллекции» 1976 года.
Сама Лулу всегда смеялась над званием музы, иронично отмечая, что вряд ли музы работают с 9 утра до 9 вечера, как она.
Бетти Катру и Ив Сен-Лоран
Еще одной музой и настоящим другом для Ива Сен-Лорана стала высокая статная красавица Бетти Катру (70). Успешная модель познакомилась с Ивом в ночном клубе. Дизайнер был очарован ее красотой и андрогинным стилем. При попытке познакомиться с девушкой и предложить ей работу в Доме Yves Saint Laurent Ив поначалу получил отказ, который, впрочем, оказался лишь кокетством. Совсем скоро Катру стала не только вдохновительницей и подругой кутюрье, но и его соратницей по загулам.
Бетти, как и Лулу, была рядом с Ивом и в нелегкие для него времена − они даже проходили вместе лечение от алкогольной и наркотической зависимости. Позже Бетти называла те годы «настоящим безумием», отмечая, что не представляет, как им удавалось возвращаться с бесконечных вечеринок живыми.
Своим стилем Катру вдохновила Сен-Лорана на многие вещи, ставшие культовыми, − достаточно вспомнить его революционную по тем временам коллекцию Le Smoking (1966). Влияние Бетти Катру на Дом YSL сохранилось и после ухода великого кутюрье. Том Форд (53), пришедший на смену Иву Сен-Лорану, посвятил свою дебютную коллекцию именно Бетти. После показа Катру в свойственной ей шутливой манере заявила журналистам, что испытала одновременно гордость и ужас, увидев, как по подиуму прошагали четыре десятка разных «Бетти».
Изабелла Блоу и Александр Маккуин
Имя Изабеллы Блоу (1958−2007) вписано в мировую историю моды золотыми буквами − она была редактором моды авторитетных глянцевых изданий и в то же время иконой стиля и музой для гениального кутюрье Александра Маккуина (1969−2010).
Изабелла была настоящим золотоискателем мира моды − именно она открыла широкой публике знаменитого шляпника Филипа Трейси (47), моделей Софи Даль (37) и Стеллу Теннант (44), любимицу Карла Лагерфельда (81). Еще одним открытием Блоу стал молодой дизайнер Александр Маккуин. Едва увидев его дебютную коллекцию на показе выпускников колледжа Central Saint Martins, она предложила выкупить ее целиком. Изабелла до конца жизни оставалась подругой Маккуина, поддерживая все его начинания и давая ценные советы не только в сфере моды, но и касательно бизнеса.
Стиль Изабеллы Блоу стал притчей во языцех − она никогда не появлялась в свете без очередной эпатажной шляпки от Филипа Трейси, а все сотрудники редакции перед ее приходом стремительно наносили макияж и переобувались в туфли на каблуке. Изабелла считала, что женщина должна быть при полном параде уже с утра, и часто приезжала на работу в платьях в пол и на шпильках.
К сожалению, личная жизнь Изабеллы не была счастливой. Выйдя замуж за арт-дилера Детмара Блоу, она узнала, что никогда не сможет иметь детей. Спустя какое-то время Изабелла и Детмар завели отношения на стороне, однако через пару лет решили снова быть вместе. Примерно в это время Блоу поставили диагноз «биполярное расстройство», а затем обнаружили рак. Именно тогда Изабелла совершает первые попытки самоубийства − принимает огромные дозы снотворного и даже бросается с моста, из-за чего ломает обе ноги. Несмотря на лечение и сеансы психотерапии, Блоу продолжала пытаться покончить с собой, и это удалось ей в 2007 году на домашней вечеринке: Изабелла сообщила гостям, что идет в магазин, а сама выпила в ванной химический раствор для уничтожения растений-сорняков.
Александр Маккуин очень тяжело переживал уход своей подруги − у дизайнера началась затяжная депрессия. В тот период он привлекает внимание журналистов не только своими модными шоу, но и странными интервью, в которых он рассказывает про Изабеллу. Спустя три года умирает мать дизайнера. Перенести эту потерю он уже не смог − 11 февраля 2010 года Александр Маккуин повесился в гардеробной своего дома.
София Коппола и Марк Джейкобс
София Коппола (43) и Марк Джейкобс (51), как и предыдущие герои нашей истории, являются близкими друзьями.
Режиссер и дизайнер дружат еще с 90-х, но в совместную работу их общение трансформировалось лишь в 2001 году: Джейкобс пригласил Софию стать лицом его первого именного парфюма. Тогда все и закрутилось. С тех пор Коппола не раз позировала для рекламных кампаний как брендов самого Марка, так и Дома Louis Vuitton, который он возглавлял с 1997 по 2003 год.
К слову, не только София вдохновляет Марка, но и наоборот − наследница знаменитой кинематографической династии не раз снимала мини-фильмы для брендов своего друга. Коппола и Джейкобс всегда с радостью говорят друг о друге в интервью: «Я люблю ее как человека», − отмечает Марк; «Я особенно старалась (снимая рекламный ролик парфюма Daisy by Marc Jacobs. − Прим. ред.), ведь я делала эту работу для своего друга», − говорит София.
Мишель Лами и Рик Оуэнс
Один из самых необычных дизайнеров современности − Рик Оуэнс (52) основал собственный бренд еще в середине 90-х, но настоящую популярность обрел лишь 10 лет спустя. Во многом славой Рик обязан своей супруге − инфернальной и убийственно стильной Мишель Лами, продавшей собственный ресторан и вложившей все средства в работу мужа.
Рик и Мишель поженились в 2006 году, и с тех пор уже не расстаются − Лами сидит в первом ряду на всех показах супруга, сопровождает его на светских мероприятиях, вдохновляет на смелые эксперименты, неизменно выгуливает наряды, созданные любимым, и занимается финансовыми делами его бренда. О самой Мишель информации немного — никто не знает даже точный год и место ее рождения. Известно лишь, что она старше Оуэнса более чем на 20 лет (некоторые источники упоминают разницу в 24 года). Мишель была одной из самых знаменитых тусовщиц 90-х годов в Лос-Анджелесе, где содержала культовый ресторан-кабаре Les Deux Cafes (его-то она и продаст после встречи с Риком). Некоторые журналисты считают, что Лами является алжирской цыганкой, рожденной во Франции и воспитанной волками в Арденнских горах.
Стиль Мишель Лами неповторим, а его черты узнаваемы во всем мире − 153 сантиметра роста, татуированные пальцы, золотые зубы, бесчисленное множество украшений, нарисованная черным карандашом полоска на лбу. Мишель — настоящее олицетворение стиля Rick Owens, несколько странного и наполненного истинной свободой.
Лами не только занимается брендом мужа, но и участвует в модных фотосессиях − в 2010 году она снялась для журнала Vogue, став самой возрастной моделью, появившейся на его развороте.