В шестидесятые годы прошлого века советские женщины уже не красились свеклой и не пудрились мукой. Косметика в СССР производилась, но еще не в таких масштабах, чтобы удовлетворить потребности всех желающих. Поэтому девушкам приходилось идти на ухищрения, порой, экстремальные, чтобы выглядеть, как кинозвезда. Например, завивать ресницы раскаленным ножом или осветлять волосы перекисью водорода.
Тушь-«плевалка», пудра и иголка — трио для пышных ресниц
Единственной тушью в арсенале советских модниц была «Ленинградская». В небольшой картонной коробке шел брусок черной спрессованной массы и щеточка. Чтобы накрасить ресницы нужно было добавить в тушь немного жидкости, но обычно для быстроты и удобства в нее просто плевали, как это делает любовница режиссера Якина в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Тушь создавала идеальный эффект паучьих лапок, но слипшиеся ресницы нравились девушкам редко, поэтому следующим этапом было их разделение. Для этого пользовались довольно радикальными приспособлениями — иголкой или булавкой. Девушки долго сидели перед зеркалом и кропотливо разделяли волоски острым кончиком. А для большего объема некоторые припудривали ресницы перед нанесением туши.
Плойка и керлер не нужны, если есть столовые приборы
Махинации с иголкой — не единственное, что пережили ресницы. За неимением керлера девушки приспособили для завивки столовый нож. Его нагревали и прислоняли к ресницам, приподнимая их вверх. Применение нашли и вилке — ей завивали локоны. Особенно наглядно это описывает Андрей Битов в романе «Пушкинский дом», когда герой смотрит на то, как наводит красоту его возлюбленная:
«…Его радовала закопченная железная вилка, которую Фаина уходила калить в кухню на газе и бегом возвращалась, отставив слегка руку в сторону с раскаленной вилкой и помахивая ею (на эту вилку она наматывала прядь, совершая последний и самый выразительный локон), и столовый нож, которым она с поразительной ловкостью загибала себе ресницы, и иголка, которой она разделяла по отдельности ресницы, уже накрашенные…»
О советских лайфхаках недавно узнали зумеры — пользователи Tik-Tok начали массово завивать ресницы раскаленной, внимание, ложкой. Рекомендуем не проверять такие бьюти-советы на себе — можно не только обжечься по неосторожности, но и травмировать ресницы.
Лучшие помощники для идеальной укладки — пиво и вода с сахаром
Фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли произвел революцию в мире причесок. На смену гладким опрятным локонам пришла объемная небрежная укладка, которую называли по имени главной героини киноленты. Поэтому шестидесятые не только в Европе, но и в Советском Союзе стали расцветом популярности начесов. Такую прическу делали в парикмахерской и ходили с ней еще примерно неделю, сперва закрепив фиксирующим средством.
Легендарный лак для волос «Прелесть» появился только спустя десять лет, поэтому пользовались подручными средствами. Было несколько вариантов — развести лак для мебели с одеколоном, воду с сахаром или использовать пиво. Как говорится, выбирай, что хочешь.
Помады «made by myself»
Ассортимент средств для губ в Советском Союзе ограничивался помадой. Ее производили несколько фабрик — «Северное сияние», «Новая Заря», «Свобода» и «Невская косметика». Оттенков выпускалось немного, но они были довольно насыщенными — ярко-розовый, морковный, коричневый и алый. Пользоваться ими старались экономно, а все остатки пускали в повторное производство. Когда основная часть помады заканчивалась, ее доставали спичкой и, собрав таким образом остатки нескольких помад, переплавляли на водяной бане и переливали в небольшую емкость. В результате получался новый уникальный оттенок.
Блески и карандаши для губ в СССР тоже умели заменять. Вместо первых использовали вазелин «Норка», а вместо вторых цветные карандаши из набора «Юный художник». За ними девушки шли в раздел канцтоваров в «Детский мир».
Перекись водорода для блонда
Советской девушке тоже хотелось отрезать каре, когда она расставалась с парнем и перекрасить волосы с приходом весны. Если с осуществлением первого проблем не было, то с последним дела обстояли сложнее. Красок для волос было всего две: хна и басма. Соответственно палитра оттенков ограничивалась или радикально черным, или огненно-рыжим. Поэтому те, кто хотел стать блондинкой, ну, или хотя бы приблизиться к ней, осветляли волосы отваром ромашки. А самые отчаянные — перекисью водорода. Вступая в контакт с кислородом, вещество окисляется, благодаря чему обесцвечивает естественный пигмент волос. Но максимум на 2-3 тона и с рыжеватым оттенком. Обычно после таких бьюти-экспериментов девушки восстанавливали волосы касторовым маслом.
Художественные мелки и карандаши для макияжа глаз
Косметические карандаши для глаз, бровей и губ практически не отличались по мягкости грифеля от карандашей из художественного магазина. Поэтому ради экономии покупали последние, а чтобы немного смягчить грифель, его смачивали языком и рисовали стрелку. Но был и другой популярный способ подвести глаза — обжигалась спичка, а затем ее обгорелый кончик использовался в качестве черной подводки.
Мечтой любой девушки 70-80-х были серо-голубые тени. Обычно они производились в Польше, а когда появлялись в России, возле входа в магазин косметики образовывалась километровая очередь. Тех, кто не успевал ухватить парочку или не мог себе их позволить, спасали школьные мелки и карандаши для рисования. Мелки растирали в мелкий порошок, добавляли каплю воды и наносили на веки. Другим вариантом были художественные карандаши. Грифель также измельчали, а потом наносили на веки.
Самодельный тональный крем вместо «Балета»
Первый советский тональный крем появился на прилавках в 1981 году. Легендарный «Балет» фабрики «Свобода» ложился на кожу густым плотным слоем и, по словам советских девушек, хотя и создавал эффект гладкости, на лице ощущался как маска. Поэтому некоторые, желая получить идеальный, но более легкий тон, разбавляли «Балет» увлажняющим кремом или создавали собственные рецептуры — смешивали обычный крем с рассыпчатой пудрой. Единственное альтернативой тогда было тональное средство «Жэмэ». Его тоже выпускали на фабрике «Свобода», но совместно с французским брендом L’Oréal Paris. Крем был гораздо дороже «Балета», поэтому многим о нем оставалось только мечтать.