#Культура

7 картин, под которыми скрываются другие произведения искусства: от «Черного квадрата» Малевича до «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

Ты когда-нибудь задумывался о том, как знаменитые живописцы создавали свои главные полотна? В порыве вдохновения писали все за несколько дней или годами доводили до совершенства каждую деталь? Точного ответа мы никогда не получим. Но одно знаем точно – многие художники (как настоящие творческие натуры) могли в одну секунду поменять вектор работы и отойти от основной идеи.

До нас дошла только итоговая версия, столкнувшаяся с десятками правок своего автора. Но благодаря работникам музеев и современным технологиям у нас появилась возможность заглянуть в прошлое и посмотреть, как на самом деле должны были выглядеть легендарные полотна.

Перед тобой семь картин, под верхним слоем которых скрываются совершенно другие изображения. И даже если ты не силен в искусстве, уверяем тебя, в подборке есть такие произведения, которые знают все. Спойлер: без загадочной «Моны Лизы» не обошлось.


«Черный квадрат» Казимира Малевича

Вокруг «Черного квадрата» Малевича всегда было множество споров и дискуссий. Одни говорят, что это легендарное произведение, вторые доказывают, что они могут нарисовать такой же, сидя на кухне.

Однако в 2015 году работники Третьяковской галереи провели очередное исследование картины и выяснили, что за квадратом скрываются еще два произведения. И они относятся к разным направлениям живописи. Самый нижний слой – к кубофутуризму, а второй – к протосупрематизму.


«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

С этой загадочной картиной связано множество таинственных историй и легенд. Одна из них стала известна только в 2015 году, когда французский инженер Паскаль Котт проанализировал нижние слои краски произведения да Винчи и сделал вывод, что изначально художник рисовал совершенно другую женщину. И никакой загадочной улыбки там не было. Более того, Котт утверждал, что на знаменитом портрете было больше двух слоев, а один из них и вовсе напоминал Деву Марию. К слову, многие эксперты не согласны с этой версией и считают, что нижние слои – разные этапы одной и той же работы.


«Старый человек в военном костюме» Рембрандта ван Рейна

Голландский художник XVII века тоже иногда скрывал картины под слоем других. Одна из таких работ – «Старый человек в военном костюме». Еще в 1968 году ученые обнаружили второй слой картины. Однако тогда не было технологий, позволяющих рассмотреть детали. Удалось это сделать только в 2015 году. Исследователи просканировали многовековое полотно и нашли под ним портрет неизвестного юноши в зеленом костюме.


«Дама с горностаем» Леонардо да Винчи

Оказывается, в первоначальной версии картины Леонардо да Винчи не было самого главного элемента – горностая. Об этом впервые заявил все тот же французский инженер Паскаль Котт. Зачем художник решил добавить на картину животное, точно неизвестно, но есть несколько версий. Первая заключается в том, что на полотне изображена любовница герцога миланского Лодовико Сфорца, эмблемой рода которого как раз и был горностай. По второй версии девушка была беременна, а горностай прикрывал живот.  


«Лоскут травы» Винсента Ван Гога

В 2008 году с помощью технологий ученым из Бельгии и Нидерландов удалось обнаружить под слоем картины «Лоскут травы» неизвестный женский портрет. Кстати, Ван Гог часто писал картины поверх других произведений. И делал он это вовсе не потому, что хотел добавить что-то к уже существующим полотнам, а просто из-за отсутствия денег.

Многие эксперты говорят, что около трети работ Ван Гога скрывают под собой другие картины.


«Зачарованная поза» Рене Магритта

Эта картина знаменитого сюрреалиста была написана в 1927 году, однако уже через пять лет бесследно пропала. Поиски продолжались почти сто лет, но безуспешно. Пока в 2013 году сотрудники Музея современного искусства в Нью-Йорке не нашли один фрагмент «Зачарованной позы» под слоем другой картины Магритта «Портрет». Оказалось, в 1932 году художник разрезал полотно на четыре части и написал на них совершенно другие произведения. Второй фрагмент был найден под картиной «Красная модель», а в 2016-м в галерее английского города Норидж была найдена третья часть «Позы». Она скрывалась в картине «Человеческое состояние». Поиски закончились только в 2017 году, когда последний фрагмент был найден под работой Магритта «Бог не святой».


«Дама с единорогом» Рафаэля Санти

История создания этой картины еще загадочнее, чем все предыдущие вместе взятые. По некоторым данным, портрет дамы с единорогом был написан в 1506 году. В 1760 году он упоминается как «Святая Екатерина Александрийская» кисти Перуджино. Однако позже было доказано, что автор все-таки Рафаэль Санти. Но на этом тайны не заканчиваются. До первой реставрации на картине вместо единорога были изображены мученическое колесо и пальмовая ветвь. В 1916 году итальянский искусствовед Джулио Канталамесса установил, что эти атрибуты были добавлены позже. И только после реставрации в 1934–1936 годах исследователи увидели, что на полотне нарисован единорог (который в то время был символом непорочности).

Кстати, «Дама с единорогом» стала первым в истории полотном, для изучения которого был использован рентген. В процессе исследования картины выяснили еще один факт – единорог был дорисован позднее. В первоначальной версии на картине была изображена девушка с собачкой на руках.