В прошлом декабре на сайте PEOPLETALK вышел большой материал авторства Фатимы Алиевой aka админа Telegram-канала «Перенюшки & Co», в котором она разбирала глобальный феномен культуры отмены в индустрии моды. В качестве примеров автор приводила скандалы с Джоном Гальяно, Канье Уэстом, Демной Гвасалией и даже Карлом Лагерфельдом, а после анализировала причины такого сурового отношения общественности к дизайнерам. В результате пришлось остановиться на мысли, что модные дома не могут противостоять Cancel Culture, но зато могут адаптироваться, ограничить креативность (к сожалению) и идти на поводу того, что требует большинство.
Правда, следовать такому простому пути получается мало у кого. Именно поэтому скандалы не покидают фэшн-арену ни на секунду. Практически каждую неделю пользователи Сети справляются с непростой задачей обвинить, отменить и обсудить с ног до головы всех неугодных.
А поскольку 2023 год подходит к концу, мы решили подвести фэшн-итоги и вспомнить самые громкие скандалы в индустрии за последние 12 месяцев.
Zara и кампейн с манекенами
Начнем, пожалуй, с конца. В первых числах декабря Zara выпустили рекламную кампанию The Jacket, в которой снялась Кристен Макменами, и влипли, что называется, по полной программе. Все дело в сет-дизайне кампейна – команда Zara решила завернуть манекены в пакеты и обклеить их скотчем, сделав оммаж на незаконченные скульптуры в мастерской. Правда, результат выглядел несколько иначе. Многие пользователи Сети посчитали, что гигант масс-маркета насмехается над смертью во время конфликта между Израилем и ХАМАС. Команда Zara уже выступила с заявлением, выложив пост в запрещенную соцсеть. «Кампейн был задуман в июле и отснят в сентябре. Zara сожалеет об этом недоразумении и подтверждает глубокое уважение ко всем», – заявили представители.
Скандал двух братьев
Следующий скандал в нашем списке с пометкой «семейный». В октябре этого года Демна Гвасалия показал новую коллекцию Balenciaga в рамках парижской Недели моды. В шоу приняли участие Рената Литвинова, футболистка Надя Карпова и мама Демны Элла, которая произвела огромный фурор на мероприятии. Правда, через некоторое время в соцсетях появился пост Гурама Гвасалии, в котором он говорит, что брат не позвал его на показ. А еще прикладывает фото двух практически одинаковых платьев и обвиняет Balenciaga в плагиате.
Doja Cat и очень неудобное платье
Как бы ни пытались Victoria’s Secret вернуться на фэшн-арену, скандалы никак не отпускают бренд. Так, в августе команда объявила Doja Cat своим амбассадором и хедлайнером шоу-камбэка Victoria’s Secret VS World Tour. А через месяц случился кошмар мирового масштаба (по крайней мере, для репутации бренда). Doja Cat появилась на мероприятии в платье бренда, а потом выложила сразу несколько Stories в запрещенной соцсети, посвященных тому, насколько коллекция неудобная и откровенно плохая. И на хлесткие слова рэп-исполнительница не поскупилась. Скандал, правда, довольно быстро замяли, но осадок остался.
Dior и замена Беллы Хадид
А вот еще один скандал, связанный с израильско-палестинским конфликтом. В начале ноября вышел новый праздничный кампейн косметической линии Dior. Только в этот раз в нем снялась не Белла Хадид, а израильская модель Мэй Тагер. Конечно, пользователи соцсетей тут же начали писать комментарии с призывом отменить Dior. В Сети даже появился хештег #BoycottDior. Правда, из этого ничего не вышло, поскольку Беллу никто не хотел сместить или убрать, просто ее контракт с брендом закончился. И не в этом году, а в 2021-м. Получается ситуация под кодовым названием «много шума из ничего».
Mowalola и очень опасная юбка
Mowalola – один из самых провокационных молодых брендов. И каждая коллекция тому доказательство. Однако в сентябре этого года дизайнеры перешли ту самую грань. В чем дело? На показе в рамках лондонской Недели моды были представлены юбки с изображением флагов разных стран, в том числе и Саудовской Аравии. Напомним, изображение флага страны на любых предметах одежды запрещено на государственном уровне самой Саудовской Аравии. Мусульмане восприняли этот предмет гардероба как провокацию и оскорбление. В результате бренд принес извинения и убрал юбку из коллекции.
Valentino и бессовестный плагиат
В июле этого года прошел показ кутюрной коллекции Valentino, на котором мы видели лжеджинсы, вышитые бисером, туфли с романтичными бантиками, очки причудливых форм и необычные головные украшения. Однако уже на следующий день разгорелся скандал. Молодой корейский бренд Maison Kimhekim обвинил Valentino в плагиате, выложив в запрещенную соцсеть пост с коллажами, которые однозначно свидетельствуют о прямых заимствованиях дизайнеров Valentino – от тех самых балеток с бантами до солнцезащитных очков. «Мы не думаем, что они скопировали наши идеи. Однако не можем скрыть настоящего разочарования, когда крупный глобальный конгломерат выпускает товары, очень похожие на наши бестселлеры от 2021 года. Многие направляли нам эту информацию со словами поддержки. И мы говорим вам спасибо. Хотели бы заявить о нашей миссии стать глобальным домом со специальным отделом, который будет внимателен к молодым креативщикам и сможет их защитить», – гласит официальное сообщение от команды Kimhekim. Кстати, стоит отметить, что команда Valentino на эти обвинения никак не отреагировала.
Stella MacCartney и любовь к лошадям
На парижской Неделе моды в этом марте Стелла Маккартни решила по-настоящему удивить гостей шоу. Дизайнер посвятила коллекцию своей любви к животным и провела показ в конюшне. Модели дефилировали по импровизированному подиуму, а за ними шагали дикие лошади, которые по задумке должны были выполнять трюки. Шоу действительно получилось невероятно эффектным, однако довольны остались не все.
По факту лошади были использованы в качестве декораций и, более того, прыгали в нескольких метрах от моделей под громкую музыку. Во-первых, это большой стресс для животных, а во-вторых, лошади могли испугаться и навредить моделям. Поэтому уже на следующий день после шоу бренд столкнулся с волной хейта. Люди писали гневные комментарии в духе «животные – не реквизит». Правда, команда бренда вовремя отреагировала и написала целый пост, что лошади находились под контролем специально обученного человека и слушались только его. А в следующем посте говорится, что бренд не использует кожу животных в своих коллекциях. Обезопасили себя на все 100 %.