Связь между кино и живописью такая прочная и неразрывная, что уже невозможно представить одно без другого, точно так же, как фильмы Тарантино без красивых женских ног или художника Сальвадора Дали без его музы Галы. Картины, будь они на холсте или на экране, играют важную роль в нашем визуальном словаре. А если задуматься, то и камеры, и кисти преследуют одну цель: изобразить реальность, подобную нашей, или ту, которую мы никогда не смогли бы увидеть.
Режиссеры довольно часто цитируют шедевры мировой живописи в своих работах (одни из самых ярких примеров – картина Эдварда Хопера в фильме «Дом у железной дороги» и полотно Рене Магритта «При свете луны» в «Шоу Трумана»). Об этих и еще 13 отсылках к искусству в кино мы делали отдельный материал. Но иногда вокруг картины и вовсе построен основной сюжет фильма, как это было в «Коде да Винчи» или «Афере Томаса Крауна».
Почти уверены, что ты ни разу не замечал работы художников в сериале «Друзья» или в «Гарри Поттере». Угадали? Тогда этот материал для тебя. Сегодня собрали девять картин, которые появились в культовых фильмах и сериалах.
«Друзья» (1994-2004)
Картина: «Кенгуру-боксер», Владимир Дуров-младший (1933)
Даже самые преданные фанаты сериала «Друзья» вряд ли замечали плакат с русскими буквами в гостиной Чендлера и Джоуи. «Кенгуру-боксер» – работа артиста цирка и художника Владимира Дурова. Именно он придумал и поставил одноименный цирковой номер, в котором животное в боксерских перчатках исполняет танец. Но почему же вообще картина российского художника появилась в сериале? Одна из причин в том, что в 90-х годах в Америке был тренд на советское искусство. Кстати, в квартире Росса тоже висел советский плакат 1958 года с мотивирующей надписью: «Чтобы строить – надо знать, чтобы знать – надо учиться».
«Гарри Поттер и Тайная комната» (2002)
Картина: «Портрет Анны Болейн», неизвестный художник XVI в.
Одна из особенностей Хогвартса – живые картины, которые развешены по всей школе волшебства. Они не только разговаривают и хранят тысячи секретов учеников, но еще и служат стражами гостиных. И только самый внимательный зритель заметил несколько реальных картин прошлых столетий. Одну из них можно увидеть во второй части саги. Справа в кадре можно заметить портрет Анны Болейн – второй жены короля Англии Генриха VIII.
«007: Координаты «Скайфолл»» (2012)
Картина: «Последний рейс корабля «Отважный»», Уильям Тернер (1839)
В фильмах о Джеймсе Бонде тоже не обошлось без искусства. На 38-й минуте ленты «Скайфолл» Бонд отправляется в Национальную галерею искусств на встречу с Q. Их разговор состоялся как раз перед картиной «Последний рейс корабля «Отважный»» британского художника Уильяма Тернера.
«Из машины» (2015)
Картина: «Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн», Густав Климт (1905)
Британский фильм стал лауреатом премии «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты», но покорил зрителей он еще и необычным сюжетом. Миллиардер нанимает молодого программиста на работу. Его задача – провести неделю в отрезанном от цивилизации доме, тестируя женщину-робота с искусственным интеллектом.
Картина: «Номер 5», Джексон Поллок (1948)
В этом фильме появились две знаменитые картины, и выбраны они были не случайно. «Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн» и абстракция «Номер 5» транслируют границу между абстрактным и реальным и объясняют разницу между инстинктами и разумом.
«Знакомьтесь, Джо Блэк» (1998)
Картина: Blue, Orange, Red, Марк Ротко (1961)
Эту ленту с Брэдом Питтом и Энтони Хопкинсом в главных ролях мы обожаем не только за интересный сюжет. Фильм буквально пронизан произведениями искусства, которые находятся в шикарном особняке семьи Перриш. У лестницы мы видим работу американского абстракциониста Марка Ротко Blue, Orange, Red.
Картина: «Счастье любить мою брюнетку», Хоан Миро (1925)
А через несколько минут мы наблюдаем за героем Питта на фоне работы испанского художника Хоана Миро «Счастье любить мою брюнетку».
Картина: «Композиция IV», Василий Кандинский (1911)
Также в фильме появилась одна из самых известных работ российского художника Василия Кандинского «Композиция IV».
«Афера Томаса Крауна» (1999)
Картина: «Сын человеческий», Рене Магритт (1964)
Картина Рене Магритта вдохновляет главного героя на финальное приключение. Томас Краун заимствует у «Сына человеческого» костюм для себя и своих двойников, чтобы отправиться в музей. Кстати, эта работа художника была выбрана не случайно, многие считают, что она перекликается с идеей фильма. Сам Магритт много размышлял о взаимопроникновении явного и тайного в характере человека. А главный герой практически весь фильм скрывает свое лицо за «маской».