#Интервью #ЭКСКЛЮЗИВ

Александра Пацкевич: Я мечтаю о втором олимпийском золоте


Новость о том, что российские легкоатлеты не будут принимать участие в Олимпиаде-2016 не иначе как настоящей катастрофой назвать нельзя. Но может быть еще хуже: после допингового скандала говорят о возможном отстранении всей нашей сборной от Игр. Чем все это закончится — пока не знает никто, но мы надеемся на лучшее. Как и синхронистка Александра Пацкевич (27), которая уверенно претендует на медаль. Вторую золотую олимпийскую медаль в ее карьере. «Мы тренируемся шесть дней в неделю», — рассказывает Саша. Мы встретились за две недели до Олимпиады, чтобы поговорить о спорте, победах, разочарованиях и, конечно, любви.


Если честно, не хочется сейчас говорить о том, что Россия может не оказаться на Олимпиаде в этом году. Это судьбоносный момент в жизни многих спортсменов, и в моей в том числе! Если что-то пойдет не так, это будет большая трагедия, как личная, так и для всей страны в целом.

Наш день начинается с зала. Приходим, разминаемся, проводим общую физическую подготовку, далее хореография, акробатика, танцы. Потом выходим на воду и работаем четыре часа, а после небольшого перерыва на обед и сон (если успеваем) – вечерняя тренировка с 18:00 до 22:00. После этого уже ничего не хочется и не можется, времени ни на что не хватает. Только посещение массажа, врача, восстановительные и расслабляющие процедуры.

Наверное, мы, как и артисты, которые выступают на сцене, всегда испытываем волнение. Я буквально впадаю в истерику перед стартом. Сложно справиться с ним, несмотря на приобретенный опыт. Потом, конечно, собираюсь. Все-таки каждый крупный старт, к которому мы готовимся, это определенная цель. Вот сейчас Олимпиада. Конечно, нельзя сказать, что мы готовились к ней год или четыре года, — к Олимпиаде спортсмен идет всю свою жизнь. 


Я думаю, что и в Рио буду жутко волноваться. Олимпиада — это самый непредсказуемый старт. Там может случиться все, что угодно: может победить слабейший, могут случиться какие-то технические неполадки. У нас спорт субъективный, нам выставляют оценки, и может очень большую роль сыграть политическая обстановка.

Все-таки спортсмены суеверные. Наш тренер надевает одни и те же майки на полуфинал и финал, этим майкам уже 20 с чем-то лет. Они приносят «золото», они победные. Все остальные страны знают о нашем секрете. Все пытаются дотронуться до нее, прикоснуться к кусочку везения, загадать желание. А вообще мы идем с Богом — вся команда верующая. У нас даже есть негласное правило, что мы перед стартом обязательно получаем благословение.

Олимпиада в тропической стране — это впервые за всю историю игр. Это экстремально и страшно. Во-первых, сложно из-за акклиматизации, во-вторых, неизвестно, что будет с погодой. К тому же, Бразилия не успела подготовиться должным образом. По регламенту у нас должен быть закрытый бассейн, а он будет открытый. Вода прогревается от солнца, так что, какая температура воды и воздуха нас ждет, пока загадка. Может, мы вообще будем выступать в ливень. В любом случае, это будет интересно.

Помню, в Казани у нас выключилась музыка, и половину программы мы доделывали в тишине. Есть определенные правила соревнований: без свистка главного судьи мы не имеем права остановиться, иначе нашу команду снимут с соревнований. Но нас так поддерживали трибуны, что судья свистела раз восемь, а мы не слышали! Нам все кричали, хлопали, и когда мы доделали программу — вынырнули в полной тишине. Я поворачиваюсь, начинаю аплодировать, благодарю. И все люди начинают аплодировать – это был такой шквал эмоций!  Но все равно нам надо было переделывать программу: выступать сразу же или после остальных команд. Когда мы вышли второй раз, зрители встречали нас уже стоя. Причем мы шли, зная, что наш диск поврежден. Но со второго раза все пошло как надо.


Женский коллектив – это тяжело. Мы можем поругаться, особенно, когда понимаем, что сейчас идем к одной цели, а что-то идет не так. Но у нас нет никаких обид после соревнований, все это забывается и смывается водой.

В еде мы себе не отказываем. По крайней мере, я. Никаких диет не придерживаемся, если только спортсменка сама не чувствует, что ей нужно прийти в форму. А когда идет конкретная подготовка, нельзя себя ограничивать. Мы буквально истязаем организм физическими нагрузками, поэтому должны получать все необходимые витамины, белки, углеводы.

Я ем шоколад. Это минутка слабости и радости, которую ты можешь позволить себе. Поэтому после тренировки я всегда съедаю шоколадку!

Конечно, самым особенным событием в карьере была моя первая Олимпиада-2012 в Лондоне, мое первое золото. Тогда мне было 23 года. Это не передать словами. Вряд ли сейчас в Рио я испытаю те же эмоции, все равно будет по-другому: другой состав, команда, страна и другие композиции.

Я родилась и выросла в Москве. В спорте я с пяти лет. Начиналось все, понятно, не с моего желания. Этот вид спорт был вообще не популярен. Просто к нам в школу пришла тренер и рассказала о секции синхронного плавания. Маме это показалось интересным, и меня отдали за компанию с соседкой.


Родители никогда не занимались спортом профессионально. У них не было цели вырастить чемпионку или, тем более, олимпийскую чемпионку. Просто отдали, чтобы я научилась плавать. У меня начало получаться – так я и попала в сборную, и пошли уже по-настоящему серьезные результаты.

Мама возила меня на все тренировки и соревнования, а потом уже подключился папа. Они решили мою судьбу. Были тяжелые времена – я уставала, ленилась. Но они заставляли меня. У меня не было детства: я не бегала с другими детьми, не дурачилась…  Но я благодарна за это.

Были моменты, когда хотелось отправить всех к черту. Они бывают до сих пор периодически, особенно по утрам, особенно в воскресенье! (Смеется.) Но я знаю, к чему иду и зачем. И, честно говоря, эти эмоции, когда ты стоишь на пьедестале, затмевают минуты слабости и отчаяния.

Я закончила два университета: первый — РГУФК; А в прошлом году — МГУ, заочное отделение, факультет «Высшая школа культурной политики, менеджмент спорта». Только вот не могу никак заехать забрать диплом (Смеется.)

У меня никогда не было проблемы выбора между карьерой и личной жизнью. Если рядом с тобой находится человек, который тебя уважает и понимает, то это самое главное. Да, это сложно, потому что я девушка и мужчине нужно меня, грубо говоря, ждать, как девушки иногда ждут мужчин из армии. Сложно именно потому, что все наоборот. Но мне повезло, что у меня такой человек есть, и я ему очень благодарна. Мы с Григорием вместе уже шесть лет, и все самое интересное еще впереди.

Мой молодой человек — спортсмен, пловец. Познакомились мы через соцсеть. Раньше я слышала о нем, у нас было много общих знакомых, поэтому не побоялась написать ему. Он жил в Санкт-Петербурге, и 4 года мы просто дружили и поддерживали друг друга на соревнованиях. А затем поняли, что наша симпатия совсем не дружеского характера. А в 2012 году Григорий переехал в столицу, с тех пор живем вместе.

Неважно, из какой сферы твой любимый человек, главное ведь, что он уважает тебя, ценит, поддерживает.  Будь он хоть космонавтом, и живи в другой стране – этот человек с тобой. На своем опыте могу сказать, что мы с Гришей прошли и испытание расстоянием: два года жили вообще на разных континентах и встречались раз в три месяца. Сейчас я понимаю, что это абсолютные мелочи жизни и хорошо, что они у нас были. Сейчас сложно представить, как мы это все выдержали. Не верю, что это было с нами. Но это хороший опыт.

Я привыкла быть на публике, привыкла выступать, поэтому, когда меня приглашают на различные съемки, теле- и радиоэфиры, я с удовольствием соглашаюсь. Я люблю светские мероприятия: ты ведь можешь пообщаться с людьми из другого круга, посмотреть, как они живут. Я была и корреспондентом, вела спортивные дневники, брала интервью, у меня была своя колонка на женском портале. Даже иногда задумываюсь о том, что когда-нибудь смогу написать книгу. Мне есть, что рассказать.

Спорт прививает важные качества, которые потом пригодятся по-любому: это дисциплина, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде. Сейчас, когда я подхожу к детородному возрасту, понимаю, что не представляю, куда я могу отдать своих детей, кроме спорта, чтобы ребенок был максимально всесторонне развит.

Я понимаю, что синхронное плавание сыграло в моей жизни очень большую роль, потому что я приспособлена к жизни благодаря ему. Я быстро обучаема, быстро соображаю. Этот вид спорта даже помогает водить машину: у меня хорошо развито боковое зрение.


Не буду лукавить, для меня очень важным оказалось знакомство с Владимиром Владимировичем Путиным. Мы встречались с ним во время наших проводов на Олимпийские игры, и после, когда он приезжал на Чемпионат мира в Казань. Не описать, что испытываешь, когда находишься рядом с этим человеком. Самое интересное, что от него не исходит ни капли высокомерия, ты не чувствуешь, что этот человек обладает большой властью. Настолько он сильный, уверенный в себе и располагает.

Я мечтаю о втором золоте. Надеюсь на олимпийское золото в Рио — это самая моя ближайшая мечта, цель. Я мечтаю, конечно, о семье, как и любая молодая девушка. Считаю, что для женщины первостепенно продолжение рода. Ну и, конечно, мечтаю дальше и после спорта быть полезной своей стране. Возможно, я найду себя в каком-то другом амплуа, когда завершится моя спортивная карьера.

Если бы я сейчас встретила маленькую Сашу, я бы ей сказала: «Верь в чудо и оно обязательно произойдет!». Нет, чудес в моей жизни было не так много, но без них не обошлось. Поэтому я с самого детства знала бы, что, если веришь – все получится.