Ровно 87 лет назад, 1 августа 1936 года, родился маленький принц высокой моды, ставший ее королем. Речь, конечно, об Иве Сен-Лоране – величайшем дизайнере, чьи идеи актуальны до сих пор. «Габриэль Шанель дала женщинам свободу. Ив Сен-Лоран подарил им власть», – сказал однажды Пьер Берже, друг и партнер Сен-Лорана. И поспорить с этим заявлением не решился никто. Ив запросто менял правила игры, устраивал революцию, заигрывал с искусством и воплощал в жизнь самые замысловатые концепции.
Ива Сен-Лорана называли вундеркиндом haute couture и гением своего времени. Каждого из этих званий он достоин, как никто другой. Уже в 21 год юный дизайнер возглавил дом Dior, в 26 лет изобрел женский смокинг, переосмыслив классический мужской костюм, а еще через некоторое время подарил миру стиль сафари. И это мы еще не говорим о легендарной прозрачной блузе, платье, вдохновленном произведениями Пита Мондриана, и лаковом тренче.
Перечислять знаковые вещи Сен-Лорана можно еще очень долго, но сегодня мы расскажем о том, что нам по духу ближе всего, – о легендарном показе Yves Saint Laurent 1976 года, который был посвящен русской культуре.
26 июля 1976 года в парижском отеле «Интерконтиненталь» Ив Сен-Лоран представил знаменитую «русскую» коллекцию, которая называлась Opéra-Ballets Russes, то есть «Русские оперы и балеты». В парадном зале отеля специально для показа построили подиум, на который модели выходили из арки, украшенной белыми лилиями. Показ Yves Saint Laurent стал первым театрализованным шоу для широкой публики. Раньше новые коллекции презентовали очень узкому кругу людей – постоянным клиентам и журналистам.
Это было настоящей революцией в мире моды. Модели буквально выплывали на подиум в образе царевен из русских сказок. Кстати, для этого показа впервые пригласили профессиональных гримеров. Раньше (как бы странно сейчас это ни звучало) манекенщицы красились сами.
Вдохновением послужили последние годы великой империи, «Русские сезоны» Сергея Дягилева (кстати, к его дню рождения мы делали невероятно крутой проект) и эскизы Леона Бакста. Богатое наследие нашей страны кутюрье смог переосмыслить и наполнить собственным художественным видением, не потеряв самого главного – таинственного характера русской культуры. С Россией Ива Сен-Лорана связывает не только любовь к балету, но и дружба с музой Владимира Маяковского Лилей Брик, для которой он создал несколько нарядов. А за 17 лет до знаменитого показа, в 1959 году, дизайнер посетил столицу России с коллекцией верхней одежды.
В Opéra-Ballets Russes вошло 110 фантастических образов, хотя эскизов было нарисовано гораздо больше. Коллекция стала некой квинтэссенцией всех представлений дизайнера о России.
Крестьянские и боярские костюмы, элементы одежды казаков, замшевые сапоги на высоких каблуках, болеро с золотой вышивкой и даже шапки с соболиным мехом. Все это кардинально отличалось от предыдущей коллекции дизайнера, основой которой были сдержанность, элегантность и практичность.
После шоу New York Times опубликовали статью с громким заявлением: «Это революционная коллекция, меняющая направление моды в мире». Буйство красок, невероятные сочетания и многочисленные отсылки к традиционным костюмам действительно не остались незамеченными и произвели неизгладимое впечатление. Несколько лет спустя Ив Сен-Лоран сказал: «Это не самая лучшая из моих коллекций, но точно самая красивая».
Французский дизайнер, конечно, был не первым, кто обращался к наследию нашей страны. Русские мотивы в том или ином виде прослеживались в работах и Коко Шанель, и Жанны Ланвен, и Жанны Пакен, и, конечно, Поля Пуаре. Однако коллекция Yves Saint Laurent 1976 года, по мнению многих историков и теоретиков моды, получилась одной из самых выдающихся за все время существования высокой моды. Сам маэстро о ней говорил очень просто: «Я эгоистично воплотил все мои мечты, мою любимую живопись, любимые оперы и балеты, ведь женщинам тоже нужно мечтать».