Артем Барат, финалист конкурса «Учитель года – 2021», о том, чем знание отличается от понимания, и конкуренции со стороны интернет-платформ
«Я не вправе требовать, чтобы ученик включил камеру»
Пандемия показала одну очень важную вещь: мы должны учить своих детей самостоятельности, в основе которой лежит доверие. Я не вправе требовать, чтобы ученик включил камеру. Более того, я не вправе требовать объяснений, почему он ее не включает. Я просто должен доверять ему, и все. А он мне. Но доверие не возникает спонтанно. Это путь, который нужно пройти вместе.
Второй важный момент: необходимы правильные технологии, цифровые инструменты, виртуальные пространства совместного детско-взрослого творчества. Постепенно мы их осваиваем и находим что-то новое. Каждый искал себя внутри этой технологии. Я, например, придумал работать с двух экранов: через компьютер следил за дисциплиной, а на планшете транслировал ход занятия. А еще важно, чтобы технология не вредила здоровью. И учителя, и дети довольно быстро поняли, что не могут долго смотреть в смартфон или ноутбук. Поэтому экранное время должно быть ограничено.
У школы появились конкуренты, и это ощутимо. Образовательного контента в Сети стало очень много: курсы, лекции, сервисы. Другой вопрос: как выбрать из них действительно эффективные и безопасные для учеников? Но, так или иначе, конкуренция ведет к развитию. Мы понимаем, что если ребенок начнет эффективнее учиться в Интернете, то возникнет вопрос: зачем ему учиться в школе? Именно поэтому школа не должна стоять на месте. В наше время если учителя будут скучными, если не смогут заинтересовать своим материалом, то они проиграют и потеряют своих детей.
Одно из важных качеств для учителя – ненавязчивость. Он должен не заставлять интересоваться своим предметом, а заинтересовать им по-настоящему.
В первую очередь мы обязаны отталкиваться от запроса самого ребенка: что ему нравится, что интересно, к чему есть склонность. И уже потом преобразовывать этот запрос в задачу, которая решается с помощью инструментария школьного предмета.
«Любое познание – это способность формулировать вопрос»
Одна моя знакомая, с которой мы учились в Московском энергетическом институте и которая сейчас возглавляет в Германии большую организацию, связанную с атомной энергетикой, сказала мне как-то: «Артем, стыдно признаться, но в работе я использую лишь 10 % того, чему меня учили».
Одно дело, если вы мечтаете о научной карьере. Другое – если мыслите как потребитель. Но и тут можно найти подход.
Хотя бы стандартный: новые знания учат нас думать. А что касается физики, то это еще чуть больше. Любое познание – это способность формулировать вопрос, то есть основное, чему мы учимся на физике, это выстраивать в голове логическую цепочку: «На какой вопрос я должен ответить, чтобы что-то узнать». Во-вторых, человек, который понимает физику, отличает детальное объяснение от уклончивого, им невозможно манипулировать, потому что он четко разграничивает «я понял» и «я не понял». Как-то в качестве эксперимента я просил своих учеников понять, как работает транзистор, с помощью Google. Да, в поисковике полно информации на эту тему, она подробно изложена, но процесса понимания все равно не случается. Да, они знают, как работает транзистор, но не понимают. Почему? Потому что понимание – это очень интимный процесс. Он даже не на уроке происходит, а на этапе постосмысления. Главное, что может дать ребенку учитель, – не знание, а понимание, то есть детальное объяснение.
«Что делать, если ребенок «не мой»?»
Перед каждым учителем хоть раз в жизни стоял вопрос: что делать, если ребенок «не мой»? Если он гениально пишет сочинения или рисует, а природные явления чувствует плохо. Что с ним тогда делать? Мы же в любом случае должны показать результат. Можно сказать ученику: «Если ты не выучишь закон сохранения импульса до завтра, то я тебя в бараний рог согну». Что тогда произойдет? Ребенок выучит через силу, с колоссальной ненавистью и к тебе, и к импульсу, и к его сохранению. Я предпочитаю идти к результату по-другому. Для начала нужно выяснить, в чем цель ребенка. Например, ему интересна живопись. Отлично! Находим картины, в которых есть оптические ошибки, и на примере живописи изучаем оптику. Так мы сможем добиться наиболее важных результатов и сохраним возможность позже вернуться к закону сохранения импульса.
Новое поколение более открытое. Эти ребята лучше чувствуют свои эмоции и не готовы их в себе давить.
И это очень здорово! Потому что иначе не будет прогресса, учитель должен заработать уважение.
Жилет, RNT 23 (lamoda.ru)
Брюки, собственность героя
Рубашка, Miguel Bharross, (lamoda.ru)
Кеды, Vans (lamoda.ru)
Фото: Федор Битков
Идея: Ксения Аносова
Стиль: Ксения Васильева
MUAH: Галина Пантелеева для Make Up For Ever
Продюсер: Анастасия Фридман
Ассистент фотографа: Павел Веденькин @kometa_rent
Ассистент стилиста: Елизавета Злотолинская
Ассистент продюсера: Лолита Сидорина
Дизайн: Татьяна Курьякова
Благодарим Культурный центр «ЗИЛ» за предоставленную локацию.