Искусство – вещь непростая, а современное искусство – вообще отдельная история. Мы решили разобраться в этом вопросе и подготовили совместный проект с Генри Мова, которая поделилась своим оригинальным взглядом на мир искусства через призму высоких технологий и новых подходов. Henry Mova – героиня эпохи метамодернизма, арт-хантер и первая представительница концептуального направления bionic art. Ее миссия – поиск инновационных решений в современном искусстве и художников- экспериментаторов, которые способны положительно повлиять на общество, чтобы сохранить гармоничный баланс в мире.
Каждый месяц в рубрике ArtTalk c Генри Мова выходят материалы, которые помогут непрофессионалу хоть чуть-чуть разобраться в искусстве. В этом выпуске наш колумнист делится интересными арт-коллаборациями, изменениями в культурной среде и ищет границы свободного искусства.
Дружеская поддержка
Интеграция digital арта в фото и видео форматы позволяет взглянуть на привычные вещи с новой перспективы не только посетителем музеев. В прошлом году модный дом Louis Vuitton порадовал своих поклонников и арт-любителей сразу двумя интересными проектами. Одним из них стали мультяшные представители животного мира, друзья Вирджила Абло, нарисованные для мужской коллекции. В специальном видеоролике дизайнер представил героев и показал, как началось их путешествие по миру. Впоследствии персонажи не только появились на одежде новой коллекции в качестве украшений и декора, они прошлись с моделями по подиуму. Мировое турне Zoooom друзей дизайнера сейчас гостит в Майами на площадке Miami Design District.
Красные морские контейнеры трансформировались в витрины с арт-инсталляциями, между которыми гуляют и отдыхают скульптурные воплощения персонажей в различных форматах. Каждый день pop up/art квартал привлекает множество людей, погружая в новый выдуманный мир.
Мода и искусство поддерживают друг друга уже много сотен лет. В моем исследовании мировой культуры я нашла много примеров, доказывающих, что креатив и талант могут преобразить работы художников и дизайнеров.
Коллаборация с Урсом Фишером демонстрирует, как что-то постоянное и узнаваемое, а именно монограмма Louis Vuitton, может меняться благодаря художественной интерпретации, при этом оставаясь собой. Я рада, что бренд не остановился лишь на совместной коллекции и подарил нам интересный digital- контент и ряд инсталляций от швейцарского художника. Стилистика Фишера стирает границу между цифровыми элементами и моделью в видео, а их активное взаимодействие еще раз подчеркивает важность темы трансформации.И еще один плюс – кульминации с саморазрушением созданного арт-объекта в видео нет, она будет позже, когда ваша новая любимая сумка потеряет свою пригодность. Вот такая дальновидность от Урса Фишера!
Переосмысление условностей
Думаю, вы тоже заметили, что искусство не любит ограничений. Лимитирующая характеристика в уме художника трансформируется в творческую идею, которая впоследствии находит отражение в произведениях. XXI-ым веком правят технологии, они позволили выйти за рамки многих факторов, сдерживающих полет фантазии.
После насыщенной онлайн-программы в период зимних праздников, наконец-то музеи и галереи открыли свои двери для посетителей. Но и на любимом диване было на что посмотреть, а поскольку формат многим понравился, мы можем надеяться, что и в этом году у любителей современного искусства будет широкий выбор активностей как в реальном пространстве, так и в виртуальном.
Особенно мне запомнилась онлайн-экспозиция «Утопая в цифрах» Ольги и Олега Татаринцевых, представленная сразу в 2-х новых пространствах открывшейся в сентябре 2020 года галерее ILONA-K. Хорошо сделанный 3D-тур позволяет утопать не только в цифрах, размышляя над статистикой и изменениями в источниках угрозы для общества. Основной символ мировой силы поменялся, о чем эффектно рассуждают художники. Несколько живописных серий с яркими акцентами выглядят более оптимистично, при этом не уступая в безмолвной многозначности, кричащей с полотен стройными рядами букв и цветными полосами.
Свобода есть
Среди первых открывшихся офлайн экспозиций в 2021 году я решила посетить выставку Музея Москвы и галереи «Триумф» с чрезмерно актуальной темой и острой проблематикой – «Музей самоизоляции». Поскольку я не застала полностью весь период самоизоляции, мне хотелось узнать, что и как отразили в своих работах художники, находясь в вынужденном изолировании от привычного образа жизни. Уверенна, что это время и сформировавшаяся за год новая культура останутся в истории и повлияют на дальнейшее развитие современного искусства, став феноменом 2020.
От китча и агрессивного рекламного брендинга, в котором не удалась нативная интеграция курьерских услуг, до тонкой иронии и трогательных семейных историй. Вот где по-настоящему может разгореться Искра креатива: российские художники пустили вход все, что нашли дома, что можно было взять или обменять на гречку у соседей, заказать с доставкой, достать по пути из ближайшего магазина или сквера на прогулке с собакой. Выставка удобно соблюдает хронологию развития событий.
Я бы никогда не подумала, что видеоурок о том, как мыть руки, снятый в виде онлайн-трансляции, может претендовать на статус арт-объекта. Удивительно, но так думал и сам художник Семён Мотолянец, пока ему не предложили принять участие в выставке. Во времена серьезных перемен пародия на бесполезный лайфхак в социальной сети приобрела необъяснимую художественную ценность, заставляя по-другому посмотреть на свою безопасность и гигиену рук. Кстати, эффект от видео больше, чем от навязчивых рекомендаций из громкоговорителей, даже мне на подсознательном уровне захотелось использовать пару советов Семёна, несмотря на то что я постоянно ношу перчатки и маску!
Удобно расположившиеся рядом душевые лейки (без кабин!) от Анны Ротаенко выступают символом отсутствия частного пространства и его наличием лишь в ванной комнате. Судя по количеству «поющих леек» в одном пространстве, рискну предположить, что уединиться нет возможности даже там. Инсталляции уже 5 лет, и задумывалась художницей она из других побуждений, чтобы поразмыслить о молчаливых слушателях, которыми становятся эти предметы, похожие на телефонные трубки с микрофоном.
Серия объектов «Самоизоляция» – это эмоциональные мини-тексты пользователей социальных сетей, соединенных с изображением многоэтажек на кирпичах. Андрей Сяйлев работает с этим материалом уже не первый год. Для него кирпич стал контейнером информации, личных переживаний, происходящих в изолированных друг от друга квартирах, структурной ячейкой нового общества, замкнутого в коробке панельного дома.
Игорь Самолет продолжает исследование цифрового контента в социальных сетях и его влияния на поведение, поэтому его инсталляция из ткани, пенопласта, проволоки и аудио сообщений представляет локальный хаос, творящийся в сознании людей.
Отмечу особый подход Музея Москвы к воспроизведению историй москвичей о весне 2020 года. Их рассказали в видеопроекте актеры мастерской Брусникина, связанные изолентой, без возможности свободного движения, уставшие от проявления эмоций и немного обезличенные.
Безграничностью проявления творчества пропитано все пространство «Музея самоизоляции». Это и есть свобода, её у художников никто и ничто не может отнять.
Благодарим FprBuro Communications Agency за помощь в подготовке материала!