Искусство – вещь непростая, а современное искусство – вообще отдельная история. Мы решили разобраться в этом вопросе и подготовили совместный проект с Генри Мова, которая поделилась своим оригинальным взглядом на мир искусства через призму высоких технологий и новых подходов. Henry Mova – героиня эпохи метамодернизма, арт-хантер и первая представительница концептуального направления bionic art. Ее миссия – поиск инновационных решений в современном искусстве и художников- экспериментаторов, которые способны положительно повлиять на общество, чтобы сохранить гармоничный баланс в мире.
Каждый месяц в рубрике ArtTalk c Генри Мова выходят материалы, которые помогут непрофессионалу хоть чуть-чуть разобраться в искусстве. Для этого выпуска наш колумнист посетила музей современного искусства «Гараж», чтобы исследовать актуальные работы российских современных художников и узнать о взаимоотношениях, на которых строится арт-индустрия.
Субъективизм в тренде
Мне повезло лично оценить смелость и креативность кураторов «Гаража», которые окунулись в изучение социальных связей между художниками в выставочном проекте 2-й Триеннале российского современного искусства, делегировав право выбора участникам 2017 года. Эксперимент удался! От разнообразия художественных форм и направлений на одной площадке разбегаются пиксели, а распутать клубок личных взаимоотношений не сможет даже компьютерный алгоритм, все повязаны наставничеством, дружбой и любовью, а то и всем сразу.
«Расцвет честной коррупции» в арт-сообществе принес потрясающие плоды. Распиленный калининградским художником Юрием Васильевым напополам пазик снова обрел целостность на втором этаже музея, чтобы стать наилучшей декорацией к его видеоинсталляции «Северная гора – поселок Южный». Такое решение позволяет максимально погрузиться в ностальгическое путешествие по привычному маршруту или по бескрайним ледяным полям. И выйти напротив «лесной» инсталляции Александра Морозова (попавшего в число участников по лотерее!), где «Особенно медленный воздух» играет с отражением в стеклянных сферах (на самом деле рыбацких поплавках!).
Топографический креатив
Дружеские связи и другие формы взаимодействия между художниками отражены в названиях созданных кураторами материков: «Мыс Удачи», «Край Товарищей», «Остров Соперников», «Полуостров Менторов», «Заповедник Любви» и других. Но художник на то и художник, чтобы продолжать создавать пространство в пространстве. Заняв очередь в светлое будущее в «Зале ожидания» – инсталляции Владимира Абиха, я погрузилась в уже знакомую с Cosmoscow 2020 атмосферу видео- и стрит-арта. Ожидать можно вполне реальных событий, например конца состава, полета или веселья, Нового года, а также выбрать более абстрактные философские явления. Ждать придется недолго, но в полном одиночестве. С оптимизмом нажав на «ожидание светлого будущего», я еще раз убедилась в смекалке и ироническом взгляде художника на мир. Будущее было очень светлым… Пару минут…
«Коса Земляков» символично упирается в скульптурную инсталляцию «Маскарад» Кристины Горлановой, посвященную психологическим арт-портретам своих коллег-художников. В них отражены ключевые особенности их стиля и техник, по которым можно узнать каждого участника без придуманных системой документов, в обход программ распознавания лиц. Теория идентификации через арт-след мне очень понравилась, а моя маска отлично дополнила произведение!
Роботизированные арт-объекты на Триеннале находятся там, где и должны быть, на мой взгляд, – на «Мысе Ценителей». Яркий пример science art и прямой связи искусства с наукой от Дмитрия Морозова (он же ::vtol::) восхитил меня историей создания проекта, своей концептуальностью и способом воплощения. Не думайте, что попали на выставку дроидов из «Звездных войн», эти металлические экспонаты не имеют лазеров, зато воспроизводят необычные звуки. Этот технологический «арт-трибьют» Кольской сверхглубокой скважине и исчезающему Аральскому морю действительно заставляет задуматься о правах на осознанное существование любой материи и новых экологических проблемах.
ИИ (интерактивные инсталляции)
А в «Долине Друзей» художница Евгения Суслова предлагает поразмыслить о физике чувства симпатии через призму программного кодирования, которое анализирует движения взгляда, делает личный «иероглиф внимания» и может подобрать схожий пример от других участников интерактивной инсталляции.
Пространственные метаморфозы продолжаются в черных корнерах. В одном из них создается магический перформанс Сергея Филатова. Светозвуковая инсталляция построена на датчиках, реагирующих на движения в комнате, и я с удовольствием стала ее участником. С каждым моим шагом в разных уголках оживали механизмы и рождался звук. Аллегория на Вселенную стала украшением этой «красивой ночи».
Спасительный побег
Геометрические сверххарактеристики кубов и трансформацию формы в цвет представила Сюзанна Ориордан в серии работ «Утопии утешают». А исследование психологических аспектов поиска утешения в мессенджерах и социальных сетях разобрано на подростковые цитаты в «Художественном чате» Альбины Мохряковой, в предыдущем выпуске я упоминала ее серию «Синяки», а теперь лично пообщалась с художницей. В видео Maybe Therapy? наглядно показаны способы побега от действительности через медиатерапию.
Кстати, убежать из музея «Гараж» можно прямиком в другое измерение, что я и сделала (и всем советую) благодаря созданной платформе Garage Digital, где представлена работа Юлии Кожемяко. Это часть компьютерной игры «Юхины кошмары», которую создает художница в стиле эскейп квеста, исследуя смешения реального, виртуального и сновидений.
Продолжение моего путешествия по креативным материкам 2-й Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», арт-находки и диалоги с художницами смотрите в видео, созданном специально для рубрики ArtTalk с Генри Мова.
Благодарим FprBuro Communications Agency за помощь в подготовке материала!