Искусство – вещь непростая, а современное искусство – вообще отдельная история. Мы решили разобраться в этом вопросе и подготовили совместный проект с Генри Мова, которая поделилась своим оригинальным взглядом на мир искусства через призму высоких технологий и новых подходов. Henry Mova – героиня эпохи метамодернизма, арт-хантер и первая представительница концептуального направления bionic art. Ее миссия – поиск инновационных решений в современном искусстве и художников-экспериментаторов, которые способны положительно повлиять на общество, чтобы сохранить гармоничный баланс в мире.
Каждый месяц в рубрике ArtTalk c Генри Мова будут выходить материалы, которые помогут непрофессионалу хоть чуть-чуть разобраться в искусстве. В этом выпуске наш колумнист расскажет о новых трендах в современном арте в эпоху пандемии. Передаем слово Генри Мова.
Отражение реальности в произведениях искусства – настоящий визуальный архив. Он подобен фотоальбому в любимом гаджете. И пока инженеры работают над увеличением цифровой памяти, мы пробуем интегрировать в свою интересные и актуальные знания о новых арт-трендах. Итак, начнем!
Реальность закрыта, встречаемся онлайн
Пандемия повлияла на все сферы жизни, и искусство – не исключение. Следы локдауна также очень четко видны в работах художников. Один из моих любимых подходов при знакомстве с новым – это не только увидеть оригинал работы в идеальной обстановке, но и проследить ее переход в Сеть. Потому что образ арт-объекта и заложенный в него смысл могут кардинально отличаться.
Я сравнила реальную экспозицию фестиваля Buro New Cool, носящего особо актуальное название «20:20. Время остановилось», с виртуальной. Визуально в Сети выставка выглядит интереснее, атмосфернее и интерактивнее. А ключевая «контент-форма» Игоря Самолета на фото намного ярче показывает новостные сводки и захваченные действия художника. И пусть работа не привлекла меня с эстетической точки зрения, но использование скриншотов в качестве основного элемента выводит искусство Самолета на иной уровень оперирования визуальным языком, создавая новую форму «плетения образов из цифрового контента».
Когда разбил свой телефон, в искусство превратился он
Потрясающая манипуляция с изображением Артема Го, несмотря на карманный размер, несет много смысла в контексте этого года. Эффект разбитого стекла – опять же отсылка к гаджетам, которые подвержены влиянию гравитации с негативным исходом сильнее остальных атрибутов современного человека, – накладывает уникальный узор на картинку под ним и символизирует результат потрясений в обществе.
Запутались в сетях и символах
Социальные сети в этом году подтвердили важность своей роли в обмене информацией, став главным ее источником и распространителем множества слухов. Им верили даже селебрити, невольно вовлекаясь в цепочку передачи, а некоторые их и запускали. Насколько фейк, пусть даже очень качественный и достоверный, может повлиять на наше мнение проверяла на зрителях Альбина Мохрякова, сделав фото Варвары Шмыковой в образе агрессивно настроенной, но недоказанной жертвы домашнего насилия, ставшей своеобразным катализатором больших перемен в киноиндустрии.
В виртуальной реальности, где нет физических параметров и возможности проявления чувств, они переходят в символы поп-культуры, гипертрофируются в китч, накладываются через эмодзи и фильтры. Об этом рассуждал Евгений Чес в экспозиции своих студийных работ. После успеха «Камчатки» на аукционе Vladey, я не могла устоять от соблазна ознакомиться с другими произведениями граффити-художника, пока еще было можно. Большой спектр мультипликационных героев, срывающих с себя маски, персонажей из комиксов и игр, конкурирующих за любовь зрителя, радовал избалованный взгляд миллиениалов. Как любитель нестандартных модных решений, я оценила коллаборационный арт-комбинезон – главный тренд 2020 года, созданный совместно с Александром Арутюновым.
Хранители креативности
В кураторском проекте второй части основной программы Московской международной биеннале молодого искусства серьезных инноваций не было. Я была воодушевлена заявленной темой репрезентации способов и каналов передачи информации, роли архивов для сохранения данных и культурных ценностей, но «что-то пошло не так», и представленные художниками инсталляции не отразили новизну по форме экспонирования, зато показали альтернативные хранилища информации. Архивы стали интерактивными благодаря видео и природно-содержательными из-за научного прогресса.
Этот манифест нерассказанных в официальных документах историй вдохновляет на создание своего архива любыми доступными инструментами. Своими экспериментами и реакцией на глобальные вызовы этого года художники не дают времени остановиться, они подталкивают нас влиться в его течение и переосмыслить жизнь, отношение к цифровизации общества и чувств и, главное, взять в будущее только хорошее.
Благодарим FprBuro Communications Agency за помощь в подготовке материала.