#Культура #Спецпроекты #ЭКСКЛЮЗИВ

ArtTalk с Henry Mova. Разбираемся в современном искусстве: тренды и инновации 2020 года

Арт-хантер Henry Mova. Style by Image Room Oleg Tarnopolskiy, photo courtesy of FPRBuro Agency

Искусство – вещь непростая, а современное искусство – вообще отдельная история. Мы решили разобраться в этом вопросе и подготовили совместный проект с Генри Мова, которая поделилась своим оригинальным взглядом на мир искусства через призму высоких технологий и новых подходов. Henry Mova – героиня эпохи метамодернизма, арт-хантер и первая представительница концептуального направления bionic art. Ее миссия – поиск инновационных решений в современном искусстве и художников-экспериментаторов, которые способны положительно повлиять на общество, чтобы сохранить гармоничный баланс в мире.

Art Hunter Henry Mova

Каждый месяц в рубрике ArtTalk c Генри Мова будут выходить материалы, которые помогут непрофессионалу хоть чуть-чуть разобраться в искусстве. В этом выпуске наш колумнист расскажет о новых трендах в современном арте в эпоху пандемии. Передаем слово Генри Мова.

Отражение реальности в произведениях искусства – настоящий визуальный архив. Он подобен фотоальбому в любимом гаджете. И пока инженеры работают над увеличением цифровой памяти, мы пробуем интегрировать в свою интересные и актуальные знания о новых арт-трендах. Итак, начнем!


Реальность закрыта, встречаемся онлайн

20:20, Игорь Самолет
20:20, Игорь Самолет

Пандемия повлияла на все сферы жизни, и искусство – не исключение. Следы локдауна также очень четко видны в работах художников. Один из моих любимых подходов при знакомстве с новым – это не только увидеть оригинал работы в идеальной обстановке, но и проследить ее переход в Сеть. Потому что образ арт-объекта и заложенный в него смысл могут кардинально отличаться.

Я сравнила реальную экспозицию фестиваля Buro New Cool, носящего особо актуальное название «20:20. Время остановилось», с виртуальной. Визуально в Сети выставка выглядит интереснее, атмосфернее и интерактивнее. А ключевая «контент-форма» Игоря Самолета на фото намного ярче показывает новостные сводки и захваченные действия художника. И пусть работа не привлекла меня с эстетической точки зрения, но использование скриншотов в качестве основного элемента выводит искусство Самолета на иной уровень оперирования визуальным языком, создавая новую форму «плетения образов из цифрового контента».


Когда разбил свой телефон, в искусство превратился он

«Потрясающе», Артем Го

Потрясающая манипуляция с изображением Артема Го, несмотря на карманный размер, несет много смысла в контексте этого года. Эффект разбитого стекла – опять же отсылка к гаджетам, которые подвержены влиянию гравитации с негативным исходом сильнее остальных атрибутов современного человека, – накладывает уникальный узор на картинку под ним и символизирует результат потрясений в обществе.


Запутались в сетях и символах

Серия «Синяки», Альбина Мохрякова

Социальные сети в этом году подтвердили важность своей роли в обмене информацией, став главным ее источником и распространителем множества слухов. Им верили даже селебрити, невольно вовлекаясь в цепочку передачи, а некоторые их и запускали. Насколько фейк, пусть даже очень качественный и достоверный, может повлиять на наше мнение проверяла на зрителях Альбина Мохрякова, сделав фото Варвары Шмыковой в образе агрессивно настроенной, но недоказанной жертвы домашнего насилия, ставшей своеобразным катализатором больших перемен в киноиндустрии.

Заяц из серии «Срываем маски», Евгений Чес
Метро Марио (фрагмент), Евгений Чес

В виртуальной реальности, где нет физических параметров и возможности проявления чувств, они переходят в символы поп-культуры, гипертрофируются в китч, накладываются через эмодзи и фильтры. Об этом рассуждал Евгений Чес в экспозиции своих студийных работ. После успеха «Камчатки» на аукционе Vladey, я не могла устоять от соблазна ознакомиться с другими произведениями граффити-художника, пока еще было можно. Большой спектр мультипликационных героев, срывающих с себя маски, персонажей из комиксов и игр, конкурирующих за любовь зрителя, радовал избалованный взгляд миллиениалов. Как любитель нестандартных модных решений, я оценила коллаборационный арт-комбинезон – главный тренд 2020 года, созданный совместно с Александром Арутюновым.

Комбинезон, Евгений Чес и Александр Арутюнов

Хранители креативности

Экспозиция Московской международной биеннале молодого искусства
Экспозиция Московской международной биеннале молодого искусства
Экспозиция Московской международной биеннале молодого искусства
Экспозиция Московской международной биеннале молодого искусства
Экспозиция Московской международной биеннале молодого искусства
Биеннале молодого искусства «Вне времени», Саша Пирогова

В кураторском проекте второй части основной программы Московской международной биеннале молодого искусства серьезных инноваций не было. Я была воодушевлена заявленной темой репрезентации способов и каналов передачи информации, роли архивов для сохранения данных и культурных ценностей, но «что-то пошло не так», и представленные художниками инсталляции не отразили новизну по форме экспонирования, зато показали альтернативные хранилища информации. Архивы стали интерактивными благодаря видео и природно-содержательными из-за научного прогресса.

Этот манифест нерассказанных в официальных документах историй вдохновляет на создание своего архива любыми доступными инструментами. Своими экспериментами и реакцией на глобальные вызовы этого года художники не дают времени остановиться, они подталкивают нас влиться в его течение и переосмыслить жизнь, отношение к цифровизации общества и чувств и, главное, взять в будущее только хорошее.

Благодарим FprBuro Communications Agency за помощь в подготовке материала.