#Культура #СТИЛЬ ЖИЗНИ

Автостопом по преисподней: как выглядел ад глазами разных народов мира

Загробный мир всегда представлялся чем-то мрачным и отпугивающим, но в большинстве культур смерть — не конечная инстанция, а инициация, то есть переход или трансформация в качественное новое состояние. Не нужно туда скорее стремиться, но в глубине души все понимают, что однажды окажутся по ту сторону. И тут, как с водительскими правами: стоит знать правила, чтобы не потеряться на поворотах. Ведь именно ад считается самым опасным местом.

Для тех, кто грешит, у нас плохие новости…

Составили путеводитель по преисподним разных стран мира, их законах, географии и иерархии.


Как древние египтяне представляли ад?

В представлении древних египтян ад и рай условно назывался Аменти. Владыка царства мертвых Осирис, который в своем земном воплощении был убит и расчленен братом Сетом, не только обладал тяжелым характером, но и внешне походил на мумию. К нему после смерти души попадали на суд, где на весах распределялись хорошие и плохие дела. Зал судилища занимал весь небесный свод. На пути души сопровождал его сын и бог жизни Хор, который мог замолвить за них словечко.

Каждая душа обязана покаяться в проступках, после чего предстояло прощание с родственниками. Особенно талантливых Осирис оставлял у себя на службе, а тех, чьи грехи тяжелы, ждала казнь. Виновных бросали прямо в пасть Амата чудовища с телом бегемота, лапами и гривой льва и крокодильей пастью. Время от времени Осирис пересматривал дела душ, находящихся в его свите. Поэтому очень важно было запастись защитными амулетами, которыми родственники снабжали души усопших.

Более детально процесс описан в древнеегипетской книге мертвых, которая, по сути, представляет собой путеводитель, свод правил и сборник магических заклинаний, с помощью которых можно защититься в загробном мире.


Как древние греки представляли ад?

В царстве мертвых у греков правил Аид, а вот «поставщиком душ» являлся бог смерти Танатос.

Подземное царство находилось далеко на западе, прямо на краю света. Там на безжизненной равнине росли плакучие ивы и тополи с черной корой. За ней, на дне пропасти, трясина Ахерон, которая сливается со Стиксом. Эта река девять раз опоясывала загробный мир, отделяя его от мира живых. Черные воды Стикса вливались в реку плача Коцит, а та в реку забвения Лету. Пересечь русло Стикса можно на лодке Харона, который брал с каждой души по мелкой медной монете. Если же душе нечем заплатить, то она вместе с остальными вынуждена была толпиться у входа до скончания времен.

По прибытии в обитель Аида души встречал цербер трехглавый адский пес, который безжалостно раздирал на части всех, кто задумал бежать. На возвышении находился чертог Аида, окруженный огненной рекой Флегетон. По неровной дороге души шли под леденящим ветром, переходили через мост, который упирался в алмазные ворота. За ними находился бронзовый зал, где на постаменте возвышался на троне Аид со своей свитой: Миносом, Эаком и Радамантом. В прошлом они были мудрыми царями, поэтому после смерти удостоились чести вершить суд над мертвыми.

Но не стоит думать, что здесь путь заканчивался. Глубоко под дворцом находилось царство боли Тартар это и был настоящий ад. Там же находились в плену титаны. Падшие души оказывались во власти трех богинь мести Эриний, которые приходились друг другу сестрами. На вид это старухи с синими губами, из которых сочится ядовитая слюна. В руках они держали клубки змей и следили за тем, чтобы каждый грешник испил свою чашу кары. Но есть в Тартаре и другие неприятные личности. Среди них трехглавая богиня Луны, ядов и колдовства Геката, крадущая детей Ламия, демон ночных кошмаров и пожиратель трупов Эврин. В общем, компания не самая приятная, зато им есть что рассказать.


Как древние славяне представляли ад?

До крещения Руси в 988-м по инициативе князя Владимира славянские племена поклонялись деревянным идолам. На основе немногочисленных артефактов и документов мы можем судить, что наши предки верили, будто мир держится на животных и рыбах. Согласно Афанасьеву, на трех китах, поэтому мир такой неровный (вначале их было семь, но трое уплыли, а один умер). Эти три мира называются Навь (обитель духов и нечисти), Явь (мир людей) и Правь (пенаты светлых богов). Обычно они не пересекались, но если это происходило, то приводило к катаклизмам.

При этом Навь — это скорее обитель нечисти и духов, умерших не своей смертью: утонувших, сгоревших или покончивших с собой. В славянских языках «навь» и значит потусторонние силы: мавок, русалок, души мертворожденных детей и прочую нежить. Они нигде не находили себе места, поэтому бесцельно бродили там. К теплокровным животным и людям они не испытывали любви, поэтому могли серьезно навредить (просто так, скучно же). Поэтому покойников старались правильно захоронить, задобрить подношениями. А на особый случай можно было защититься от них осиновым колом.

Наиболее близким понятием к аду в древнеславянском понимании можно считать Пекло. Там властвовали темные боги: Пекленец, Ниян, Злебог и другие. Они наказывали тех, кто жил неправедно.  


Как скандинавы представляли ад?

В германо-скандинавской мифологии девять миров. Обителью мертвых считается Хельхейм, в котором правит великанша Хель, низвергнутая верховным богом Одином. Сюда попадают все души, кроме эйнхериев павших в бою воинов, которым отведено место в Вальхалле, небесном чертоге в Асгарде.

В скандинавском аду мрачно и холодно. Путь в Хельхейм лежит через непроходимую реку Гьелль, через которую проложен золотой мост. Вход в преисподнюю сторожит великанша Модгуд и четырехглазый пес Гарм.

Вернуться из мира мертвых не может ни человек, ни бог. Исключение — бог скорости Хермод. При этом нет четкого разделения мертвых на праведников и грешников. Все одинаково страдают не только от скуки, но также от холода, голода и болезней. Разве что грешников иногда наказывают физически и заставляют заниматься бесполезной работой.


Как ацтеки представляли ад?

В загробном мире ацтеков социальное положение играло такую же роль, как в мире живых. Правильные поступки и личные качества не давали никаких преимуществ. После смерти душа попадала в один из трех видов рая: в Тлалокане обитали простые смертные, а жрецы, правители или герои могли вознестись в Тлиллан-Тлапаллан или в дом Солнца Тонатиу Хиккан. Совсем маргинальные личности попадали далеко на север, в преисподнюю Миктлан, где владыкой был жестокий и злой (как впрочем и все ацтекские боги) бог Миктлантекутли. Путь туда составлял четыре года.

Лишь достигнув просветления, их душа могла вновь переродиться. Но прежде нужно было еще добраться к владыке ада. Умерший должен был пройти между двумя горами, которые грозили раздавить его и обрушить поток камней. Там же его подстерегали гигантские крокодил и змея. Затем предстояло пройти восемь пустынь и подняться на восемь горных пиков. Но и это не все: на покойника обрушивался ледяной ветер с обсидиановыми лезвиями. После предстояло переправиться по подземной реке верхом на спине течичи крохотной собачке с святящимися во тьме рубиновыми глазами. При встрече с Миктлантекутли грешники приносили дары, оставленные покойному его родственниками. После суда их направляли в одну из девяти преисподних.


Как древние китайцы представляли ад?

Загробный мир в китайской мифологии назывался Диюй со столицей Юду на севере, окруженной вечной тьмой. Вход в преисподнюю располагался у подножия горы Бучжоушань. Следует сказать, что после суда одни души готовились к реинкарнации, а другие отбывали наказание. Большинство источников указывает 10 судилищ ада с 16 залами наказаний, в каждом из которых правил владыка, или ван. В китайском аду царила бюрократия.

Самым главным из десяти судей считался Циньгуан-ван, который с помощью артефакта «зеркало греха» видел помыслы людей. Если душа чиста, то владыка направлял ее на десятый уровень, где она готовилась к новому перерождению на земле, виновников же ждали жестокие пытки, например, во дворе жажды или камере голода.

Чистые души отправлялись в павильон «тетушки Мэн», которая давала напиток забвения и провожала к одному из шести мостов в земной мир. Узнать больше о страшных демонах китайской мифологии можно здесь.