Кальян-рэп – музыкальное направление, которое обрело дикую популярность в конце 2010-х годов. Если коротко и простыми словами, то это качевые песни, которые, как правило, не несут никакого смысла. Для тех, кто еще не понял, о чем идет речь, кальян-рэп – это когда из тачки в 12 часов ночи на всю громкость играет «Виски, кола, королева талнцпола». Смысла ноль, зато как прикольно звучит. К представителям этого направления относят Bahh Tee, HammAli & Navai, Джаро & Ханза, Elman, Miko, Jony, Andro и других.
Сразу отметим, что кальянный рэп не имеет позитивной или негативной окраски, это просто явление, которое считается одним из ключевых в современном мире музыки.
Мы пообщались с музыкальными экспертами и выяснили, в чем феномен этого направления и что будет с кальянным рэпом дальше.
Кальянный рэп стал популярным по двум причинам: во-первых, это звучало довольно свежо и неожиданно по сравнению с тем, что предлагала поп-эстрада привычного формата, поэтому к нему возник такой интерес. А во-вторых, нашлись люди, которые все это грамотно спродюсировали, например лейбл «Жара» и прочие люди с восточным менталитетом. Они это взяли в коммерческий оборот: издавали, продвигали, появилось очень много неотличимых людей со сложными псевдонимами. Соответственно, это не осталось вещью в себе, а стало одним из сегментов коммерческой поп-музыки.
Кальянный рэп – это феномен, который сейчас многие хейтят. Он больше распространен среди кавказской молодежи. Раньше это было что-то такое пацанское, что звучало из дворов. Потом это переделали, и выражение «кальян-рэп» стало для многих именем нарицательным, а для некоторых вообще чем-то зашкварным. Эта музыка очень понятная, она качает. Уже появились исполнители, которые стебутся над этим по большей части. В данном формате музыки ничего особенно гениального нет, но она должна была появиться.
Я думаю, что это недолговечное явление, он останется, как остался «блатняк» и шансон, останется как прикол. Дальше герои жанра просто начнут делать что-то другое, но, возможно, кто-то войдет в историю как легенда кальянного рэпа.
Во-первых, небрежную коннотацию этого определения внутри музыкального жанра не считаю допустимой. В шутку, вероятно, можно так сказать. Но на самом деле это кантиленный поп с элементами восточной мелизматики. С четко прослеживающейся мелодией и романтичным битом. А почему это сейчас популярно, ответить так же сложно, как ответить на вопрос, почему стали популярными Сосо Павлиашвили или Тимур Темиров.
Я не исполнитель кальянного рэпа. Думаю, что он популярен, потому что на это есть спрос. А вот вопрос о том, что будет дальше с кальян-рэпом, стоит задать артистам этого жанра.
Меня относят к нему скорее не как исполнителя, а как человека, стоявшего у его истоков. Отношусь я к «кальянному рэпу» прекрасно, как и все артисты из нашей тусовки. А как иначе мы можем относиться к тому, что сами же создали?
Мы хотели изобрести что-то свое, без оглядок на Запад, и у нас получилась такая смесь легкой, ненагруженной музыки, местами с восточным оттенком. Она цепляет всех, кто с ней соприкасается: и тех, кто ценит вайб, и тех, кто любит погрустить и подумать под музыку. Многие находят эту музыку поверхностной – безусловно, таких песен в жанре тоже достаточно, но глобально не вся музыка, которую люди относят к «кальянному рэпу», такова.
Думаю, с ним все будет прекрасно. Как и с любой популярной музыкой – ее изначально не замечали, затем не воспринимали всерьез, потом хейтили, а сейчас признали. По факту – это новая русская эстрада. Самые яркие представители жанра вырастут в новое поколение артистов «первого эшелона», придя на замену Киркорову, Меладзе, Билану и другим. Очень легко представить в этой роли HammAli & Navai или Jony. Они искренне любят то, что делают, и их самих аудитория любит не меньше – просто посмотрите на их концерты.