Сегодня в российский прокат выходит красивая романтическая история – фильм «Вечность» с Элизабет Олсен, Майлзом Теллером и Каллумом Тернером. Премьера в мире состоялась еще в сентябре, но прошла относительно тихо, без вирусных роликов. Пожалуй, в Рунете о фильме впервые упоминали в контексте ставшего мемным интервью неблизняшки Олсен, которая, оказывается, училась актерскому мастерству в России и продемонстрировала мастерство умения крепко ругаться по-русски, и этим уже расположила к себе нашу аудиторию. Рейтинг у «Вечности» Дэвида Фрейна на Imdb составляет 7.3 звезд, а на Rotten Tomatoes – 90% одобрения зрителей.
При взгляде на постер создается впечатление, что нас ждет ромком о любовном треугольнике. И это отчасти так, но есть в этой истории элемент фантастики, который делает ее оригинальной. Представим себе, что супруги, как в сказке, скончались примерно в один день: Ларри подавился едой, а спустя несколько дней за ним последовала больная раком Джоан. И вот они оказываются в странном месте, похожем на перевалочный пункт, где к каждой душе приставлен наблюдатель, помогающий адаптироваться в загробном мире. Здесь нет ни ада, ни рая, а только Вечность, но ты можешь выбрать только одного человека, с которым ее провести. Хорошая новость в том, что парочка получает молодую оболочку, в отличие от многих других душ, а плохая – на том же перепутье «застрял» Люк, первый муж Джоан. В связи с уникальным случаем наставники дают Джоан возможность провести тест-драйв вечной жизни и с тем, и с другим.
Мы привыкли думать, что вечность – это слишком долго, поэтому сама мысль провести ее с одним человеком вызывает панический ужас. Наше восприятие времени зависит от эмоций, поэтому моменты счастья так скоротечны. Рутина и быт притупляют чувства, и неудивительно, что в какой-то момент Джоан чувствует себя окрыленной при встрече с первым мужем. После его трагической смерти он превратился в идеальное воспоминание, с которым живому мужчине трудно конкурировать. Поэтому Ларри на его фоне будто тускнеет.
Интересно, что точно также героиня Ани Чиповской романтизирует свою первую безвременно погибшую любовь в фильме «Кто-нибудь видел мою девчонку?» (2021). Цепляясь за воспоминание, она упускает шанс построить крепкие отношения с мужчиной здесь и сейчас. Из-за вмешательства обстоятельств в голове остается «мысленная жвачка» из множества «если бы», но всегда с счастливым финалом. Погибший возлюбленный, как насекомое в янтаре, застыл во времени, превратившись в нечто прекрасное и недостижимое. Нам приятно любить возвышенное, но истинная причина в том, что идеал никогда тебя не разочарует и не сделает больно, поэтому так многие из нас направляют чувства на нечто «безопасное»: кошек и собак, селебрити и так далее.
Реальная жизнь больше похожа на день сурка, чем на сказку. Мы начинаем замечать слабости партнера, и чувства сами собой притупляются. Где-то мы замалчиваем обиды или начинаем задвигать на второй план личные нужды ради детей и так далее. Все это Джоан сполна испытала в браке, поэтому эндорфиновый коктейль толкает ее в объятия к Люку. Думаем, что в браке с ним также не все было идеально, но память избирательна, и спустя годы мы помним только лучшее.
В «Вечности» много интересных фантастических элементов, которые позволяют нам взглянуть на переживания Джоан, которая остается умной героиней в наших глазах. Как и в недавней «Материалистке», здесь показан любовный треугольник, в котором действия героев логичны и вызывают уважение. Люк и Ларри соперничают за сердце Джоан, но они оба достойные люди. И, окажись кто-нибудь в ее ситуации, определиться было бы сложно. Если материалистка Люси так и не дала шанс отношениям с идеальным мужчиной (Педро Паскаль), то Джоан все-таки отважилась на этот шаг. И в этом смысле, как ни странно, «Вечность» более последовательно показывает, почему (не) сложилось.
Если следовать логике большинства ромкомов 90-х и нулевых, то обычно героиня выбирала между плохим и хорошим парнями. Если она была глупа, то лишь в конце осознавала, как ошибалась. В случае с умной героиней плохой парень исправлялся. Ромкомы последних лет всегда с оттенком грусти или серьезности, потому что, как правило, уходят в тему абьюза.
Фильмы «Вечность» и «Материалистка» показывают ситуацию, в которой выбор стоит между хорошим и хорошим парнями. И это более зрелый взгляд.
Редко когда темой фильма становится история, в которой люди не сошлись не из-за каких-то плохих качеств партнера, а просто потому что «это не мой человек». Такие истории раньше казались не зрелищными для кино: нужно было добавить сложные обстоятельства и так далее. Все-таки в жизни мы встречаем много пар, в которых присутствует и насилие, и неуважение, но они почему-то вместе. Видимо, есть какая-то неуловимая субстанция, которая заставляет нас выбирать того или иного партнера. На практике много пар распадается не из-за насилия или несходства характеров. Поэтому мы, как героиня Элизабет Олсен, прежде должны понять себя.
Вопрос не в том, какой человек сам по себе, а в том, какой ты себя чувствуешь рядом с ним. Этим и прекрасна история, которая точно подарит любовное настроение в предновогодние праздники и заставит не раз улыбнуться.