Когда Владимир Путин объявил о ликвидации Ростуризма и передаче полномочий этого ведомства в Минэкономразвития, многие начали вполне закономерно переживать, что российский туризм, едва-едва начавший развиваться, опять скатится на прежний, прямо скажем, невысокий уровень. А ведь какие были планы и ожидания в последние пару лет в этой сфере!
PEOPLETALK разбирается, так ли это, и выясняет вместе с экспертами, что будет с туризмом в России в ближайшие годы.
Внутренний туризм как отдельная отрасль, имеющая значение, «заявил» о себе во время пандемии, когда выехать за пределы страны оказалось если не невозможным, то очень проблемным мероприятием. И тогда мы все внезапно узнали, что за северным сиянием не обязательно ехать в Финляндию или Норвегию, оно есть в Териберке в Мурманской области и в Якутии. Что за абсолютно «дикими» приключениями можно поехать, например, на плато Путорана. Что в Тюмени есть термальные источники, а Дед Мороз живет в Вологодской области, в Великом Устюге. Море и невероятные каньоны есть в Дагестане. Ну а виноградники не хуже европейских – в Краснодарском крае. В общем, мы обнаружили, сколько всего яркого, необычного, потрясающе красивого есть в нашей стране. И главное – что туда возможно добраться, там есть где жить и вкусно есть, там безопасно. Там есть хотя бы минимальная инфраструктура.
И люди решились выехать с собственной дачи – и поехать в новые для себя места в рамках родной страны. «За последние годы все увидели значительный рост интереса и перспективности внутреннего туризма. Начиная с периода пандемии, наш турист развернулся в сторону внутреннего туризма и многие были сильно удивлены его возможностями», – подтверждает генеральный менеджер курорта Mriya Resort & SPA Белла Геворгян.
Активность и Ростуризм
Активности поездок россиян по стране очень поспособствовала программа туристического кэшбека, инициированная Ростуризмом. Она стала бустером для продвижения тех регионов, в которых действовала. И вообще, слова «внутренний туризм» и «Ростуризм» все чаще мелькали в новостной повестке в последние пару лет и в последний год – особенно. Благодаря Ростуризму произошло субсидирование чартерных программ, поддержка малого бизнеса в виде грантов, льготное кредитование инвесторов. А летом, на ПМЭФ, запустили подготовленный Ростуризмом национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», который действует в рамках госпрограммы по развитию туризма.
Стык всего
Но так ли важен Ростуризм как самостоятельная структура? На самом деле он всегда подчинялся то Минэкономразвития, то Минспорта, то Министерству культуры, то снова Минэкономразвития. Кроме того, Ростуризм – не единственная структура, которая в последние годы отвечала за развитие внутреннего туризма. Есть еще корпорация «Туризм.рф», созданная в 2020 году на базе «Курортов Северного Кавказа». Она подчиняется напрямую правительству – и именно ей предстоит заняться формированием туристических кластеров и инвестированием в создание инфраструктуры.
Стоит также помнить, что туризм – сфера на стыке многих других: с ней связаны и строительство дорог, и транспортная и авиационная отрасли, и строительство отелей. Поэтому часто связанные с туризмом проекты по-любому идут через другие министерства: например, основной исполнитель госпрограммы по развитию туризма – Минстрой, через него идет 75 % всех средств. Именно поэтому большинство проектов, связанных с туризмом, идет особняком – они курируются напрямую правительством или ведомствами типа того же Минэкономразвития.
Уже известно, что нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», в котором участвуют все субъекты РФ, будет сохранен, им будет заниматься Минэкономразвития. Также по-прежнему будут создавать и развивать туристические маршруты по Байкалу, Камчатке, Сахалину. И это, конечно же, невероятно сильный стимул. «Внутренний туризм, безусловно, получит дополнительный импульс для развития, – считает сооснователь питомника «Королевский марал» на Алтае Григорий Болотин. – Новые клиенты будут практически в каждом сегменте – от объектов премиум-класса до экономичных вариантов размещения. Особенно значительный прирост может быть у отдаленных уникальных регионов, таких как Алтай, куда отправятся обеспеченные туристы в поисках необычных впечатлений». «Для обеспечения такого интереса, конечно, необходимо быть готовыми удовлетворить потребности туристов и самое важное – создать достойную инфраструктуру на местах», – уверена Белла Геворгян. Именно созданием инфраструктуры в первую очередь и будут заниматься госструктуры в рамках запущенных нацпроектов.
Частная инициатива
Но самое главное, что стоит понимать про туризм в России, это то, что основными создателями привлекательных направлений и локаций являются отдельные люди, которые вкладывают туда свои собственные или привлеченные деньги. По-прежнему чаще всего точки туристического притяжения создают частные инвесторы – создавая что-то новое или восстанавливая старое. Вот, например, Никола-Ленивец с его многочисленными фестивалями – это частный проект, который уже сильно позже того, как стал популярным, привлек местные власти к своему расширению и улучшению (вроде как планируют наконец провести туда нормальную дорогу). Или «Терем Асташово»: кто знал про его существование и собирался ехать в глухие леса Рязанской области, пока энтузиасты не вложили в него деньги и не восстановили его? Или те же винодельни на юге России, по которым за последний год проехалось огромное количество человек – вряд ли бы они побывали в этих станицах в ином случае.
Или, например, отели и курорты, ставшие целыми кластерами, такие как Mriya Resort: на его территории, помимо собственно отеля, есть уникальный проект WinePark с гравитационной винодельней и роботом-сомелье, множество возможностей для оздоровления с персонализированным подходом, 11 ресторанов в различными национальными кухнями, обширная событийная программа для гостей всех возрастов и интересов, инфраструктура для деловых мероприятий. Конечно, это большая точка притяжения туристов – как тех, кто живет в отеле, так и тех, кто приезжает на обед, ужин или дегустацию.
Благодаря таким частным проектам туристическая отрасль в России с каждым годом приобретает все большую актуальность. «Она оказывает стимулирующее действие на другие секторы экономики, привлекает инвестиции, создает большое количество рабочих мест, раскрывает культурный и исторический потенциал страны», – уточняет Белла Геворгян.
Планы – все те же
Так что, вероятнее всего, простые туристы, путешествующие по России, вряд ли заметят упразднение Ростуризма. Единственное, что может как-то на них отразиться, это сворачивание программы туристического кэшбека: например, на 2022 год она завершена. Но, вероятно, в следующем сезоне ее возобновят.
Ну а во всем остальном, и проблемы, и перспективы российского туризма останутся примерно такими же, как и были, и решаться они будут постепенно, в основном за счет частных инвесторов. Как отмечает Григорий Болотин, есть два ключевых ограничивающих фактора, с которыми, прежде всего самим туристам, придется по-прежнему мириться – инфраструктура и уровень сервиса. «Наша туристическая инфраструктура сильно отстает от того, к чему привыкли туристы, выезжающие за рубеж. Обустройство достопримечательностей и транспортная доступность, информация о туристических объектах, наличие объектов размещения среднего и высокого класса – со всем этим у нас пока значительное отставание», — рассказывает эксперт.
Вторая проблема, по его мнению, более чувствительна для клиентов – это уровень сервиса. «В отдаленных регионах просто нет персонала для оказания качественного сервиса, людей туда приходится приглашать из других регионов, – поясняет Григорий. – Это, во-первых, усложняет процесс подбора персонала, во-вторых делает конечную услугу для клиента более дорогой. Но частные инвестиции, которыми наполнена внутренняя туристическая отрасль последние годы, должны сыграть свою роль, и в течение нескольких лет дефицит персонала скорее всего ослабнет».
Ну а государство, в свою очередь, должно помочь с развитием инфраструктуры, так как чего-чего, а дорог к красивым местам в России и транспорта туда отчаянно не хватает. Так что надеемся, что через несколько лет мы все же будем легко, с удовольствием, с комфортом и при этом не за бешеные деньги путешествовать по своей родной стране.