Что посмотреть, чтобы отправиться в летнее путешествие, не отходя от экрана
Вопросами о том, что посмотреть или что почитать, кажется, можно задаваться вечно и не один раз – в конце концов, любое хорошее произведение, будь то книга, фильм или сериал, увы, рано или поздно подходит к концу, оставляя своего зрителя или читателя в муках новых поисков. Впрочем, есть и хорошие новости.
Чтобы облегчить тебе задачу, каждую неделю мы просим нашего колумниста Константина Образцова – писателя, автора книг «Красные цепи», «Молот ведьм» и других, а также создателя шоу «Образцовое чтение» ВКонтакте и канала «Образцов» в Telegram – поделиться бриллиантами своей коллекции лучшего в мире литературы, фильмов и сериалов.
Константин Образцов
Сегодня на повестке дня – фильмы, чтобы отправиться в летнее путешествие, не отходя от экрана.
В литературоведении есть термин – «хронотоп дороги». Его используют, когда говорят о сюжетах, построенных вокруг Путешествия, и не просто какого-то перемещения из пункта в пункт, а вот именно такого, с большой буквы.
Это Путешествие, в котором начавшие с неприязни попутчики постепенно находят взаимное понимание и становятся настоящими друзьями, очень близкими друг другу людьми: как, например, в «Зеленой книге» с Вигго Мортенсеном и Махершала Али, или в классическом «Бей в кость» про двух соперников, едущих на боксерский поединок, с Антонио Бандерасом и Вуди Харрельсоном.
В это Путешествие юные хоббиты отправляются легкомысленными обывателями из благополучного Шира, а возвращаются настоящими рыцарями с гербами Гондора и Рохана на плащах.
Этот Путь может привести к мечте, а может – к берегу моря, о котором только и говорят на небесах.
Толкиен писал, что Дорога всегда одна, она как река, а каждая тропинка – это ее приток, и стоит только ступить на нее, как отправишься в путь, ведущий в неведомое. В нашей сегодняшней подборке – пять фильмов про тех, кто не побоялся пуститься в Путешествие, изменившее их судьбу. Отправляйтесь в путь вместе с ними, и, как знать, может быть, эти фильмы помогут измениться и вам.
«Невероятная жизнь Уолтера Митти» (2013 г., Бен Стиллер)
Бен Стиллер – мастер создавать образы персонажей, на первый взгляд, совершенно банальных, при этом по-разному проживающих свою заурядность. В «Знакомстве с родителями» его Грег отстаивает право на обыкновенность, отказываясь соперничать или соответствовать социальным стандартам внешней успешности. В драматическом «Статусе Брэда», напротив, герой болезненно переживает из-за своей житейской несостоятельности, а в «Невероятной жизни Уолтера Митти» мы видим, что в каждом самом обыкновенном и незаметном человеке есть скрытая сила героя, авантюриста и искателя приключений.
«Желающего идти – судьба ведет, нежелающего – тащит», — заметил древнегреческий философ Клеанф, подарив нам не только меткое жизненное наблюдение, но и роскошный афоризм для статусов. Уолтера Митти, которого Бен Стиллер не только сыграл, но и историю про которого срежиссировал, судьба потащила, с силой выбив из зоны комфорта. Еще вчера он мирно трудился на самой незаметной в мире должности – проявлял фотопленки в редакции глянцевого журнала, — и ломал голову, что необычного написать про себя в анкете на сайте знакомств, как в один день все переменилось. Журнал переходит в электронный формат, выпуск бумажной версии прекращается, и для обложки последнего номера нужна фотография легендарного фотографа-путешественника, который пользуется только пленкой. Найти нужный кадр не получается, и Уолтер Митти, чтобы отыскать автора снимка, решается отправиться по той самой Дороге, о которой говорил Толкиен. Ему приходится прыгать с вертолета на борт корабля в штормовом море, драться с акулой, спасаться на велосипеде от извержения вулкана, преодолевать заснеженные перевалы, и все для того, чтобы отыскать эксцентричного фотографа, но на самом деле – чтобы найти в конце Пути самого себя и свою настоящую, невероятную жизнь.
«Путешествие Гектора в поисках счастья» (2014 г., Питер Челсом)
Если вам понравился «Невероятная жизнь Уолтера Митти», то и «Путешествие Гектора в поисках счастья» тоже непременно откликнется, особенно если вы неравнодушны к блистательному комическому актеру Саймону Пеггу. Здесь он в роли психолога, который пытается помогать своим пациентам стать счастливыми, сам при этом этого счастья не переживая. Ждать, пока судьба возьмет за шиворот и потащит, Гектор, в отличие от Уолтера Митти, не стал и сам отправился в свое большое Путешествие.
При внешней схожести сюжетов двух фильмов, между ними есть существенное различие. Уолтер Митти в головокружительных приключениях обрел самого себя. В «Путешествии Гектора в поисках счастья» герой тоже попадает во множество опасных переделок: для поисков счастья благополучный английский психолог, привыкший к комфорту и размеренной жизни, выбирает страны третьего и четвертого мира, где простая поездка в автобусе может оставить впечатления такого рода, что потом придется прорабатывать их со специалистом. Гектор встревает во все неприятности, бывает бит, попадает в совершенно адовую тюрьму – и все это с тем, чтобы, вернувшись, посмотреть на свою жизнь по-другому и суметь разглядеть пресловутое счастье в обыденности. Это чем-то напоминает роман «Алхимик» популярного четверть века назад Паоло Коэльо, в котором герой, совершив свой путь через пространство и время, находит главное сокровище дома.
Можно сказать, что «Невероятная жизнь Уолтера Митти» — про «выход из зоны комфорта», а «Путешествие Гектора в поисках счастья» — про то самое счастье «в моменте». Можно выбирать не только по вкусу, но и в соответствии с рекомендациями вашего психотерапевта.
«Гонка века» (2017 г., Джеймс Марш)
Есть кое-что очень важное, что нужно понимать перед тем, как отправиться в Путешествие: никто не обещает вам, что оно будет благополучным.
Вы можете найти сокровища дракона, а можете получить стрелу в бок и помереть посреди сырой пустоши; есть вероятность найти истинную любовь, но точно такая же – навсегда разбить себе сердце; можно выиграть главный приз, но можно проиграть все. Выход из комфорта опостылевшей офисной рутины к предпринимательским рискам вызывает уважение своей смелостью, но ни один коуч не даст вам гарантий, что через год вы не обновите опять резюме. Мы обычно ассоциируем себя с главными героями фильмов, в конце которых ждет хэппи-энд, чемоданы с деньгами и любящая красавица-умница, но фильмы бывают разные, а жизнь разнообразнее еще более.
«Гонка века», где главного героя сыграл обаятельный Колин Фёрт, основан на реальных событиях. Предприниматель, чей бизнес на грани краха, принимает крайне смелое решение: он собирается принять участие в кругосветной парусной регате, выиграть ее, и таким образом не только поправить дела, но и принципиально изменить свою жизнь. Основанием к уверенности в успехе служит небольшой любительский опыт хождения под парусом по спокойной воде, а еще самостоятельно изобретенный тримаран – это такая трехкорпусная океанская яхта. Однако теория существенно расходится с практикой, и через несколько недель в открытом океане смелое решение превращается в настоящую авантюру, а то, что начиналось, как комедия, становится драмой.
«Гонка века» рекомендуется к просмотру тогда, когда вы почти готовы поддаться на убеждения уверенного в себе коуча выйти из зоны комфорта, особенно если сам коуч угнездился в этой зоне так основательно, что врос в нее по самые уши.
Шаг на Дорогу – всегда ответственность, которую несете только вы.
«Куда ты пропала, Бернадетт?» (2019 г., Ричард Линклейтер)
В огромном, восхитительно обветшавшем особняке, где в шкафах скрываются потайные ходы, а из пола лезут растения, за оградой, достойной семейки Адамс, живет гениальная женщина-архитектор, в компании мужа, дочери и собаки.
Если вы чувствуете себя не такой, как все, если вам трудно даются шумные вечеринки, если вы быстро устаете от людей и постоянно чувствуете желание спрятаться, или сбежать, чтобы все оставили вас в покое, то «Куда ты пропала, Бернадетт?» снят специально для вас.
Великолепная Кейт Бланшетт играет здесь свою, возможно, лучшую роль, создавая образ ранимой художницы, максимально странной и с трудом вписывающейся в обывательский мир благополучного пригорода, прячущейся от мира то за оградой дома, то за темными очками, если эту ограду приходится покидать. Мир к Бернадетт безжалостен: конфликты с соседями, предательство мужа, да и наблюдающий психиатр тоже не на ее стороне. Когда запланированный семейный отпуск в Антарктике отменяется, Бернадетт в буквальном смысле пропадает, убегая из дома, чтобы отправиться в свое одинокое Путешествие на поиски тишины и гармонии.
Помимо изумительной Кейт Бланшетт, фильм очаровывает визуальной эстетикой, которая удивительно рифмуется с образом главной героини: от хаоса ее невероятного дома до антарктического покоя, созвучного состоянию души, к которому она так стремилась.
«Куда ты пропала, Бернадетт?» категорически рекомендован к просмотру интровертам, периодически ощущающим острое желание скрыться ото всех: если не в Антарктиду, то хотя бы в закрытую комнату, где можно спокойно и в одиночестве посмотреть хороший фильм.
«Королевство полной луны» (2012 г., Уэс Андерсон)
Брюс Уиллис, Билл Мюррей, Фрэнсис Макдорманд, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон , и все они в фильме гениального Уэса Андерсона, неповторимого мастера света и формы – одного этого достаточно, чтобы посмотреть фильм прямо сегодня, если он по каким-то причинам прошел мимо вас.
Странный мальчик-сирота, интроверт с асоциальными склонностями, от которого отказались приемные родители, проводит лето в лагере скаутов, где по очевидным причинам не пользуется популярностью среди сверстников. Девочка с психическими особенностями, любящая романы и фантастические истории, не находит понимания у родителей. Они долго и необычайно трогательно переписываются: «Дорогой Сэм…», «Дорогая Сьюзи…», — а потом решают вместе бежать, он из лагеря, она – из дома. Так начинается их Путь, на который они вступили ради Любви.
Архетипический сюжет о сбежавших влюбленных всегда связан с противостоянием обществу. Здесь это мир взрослых, отвергающий, не способный понять, и оттого населенный не самыми счастливыми людьми, которые преследуют беглецов, сами не вполне понимая, какую жизнь собираются им предложить. Любовь Сэма и Сьюзи в этом мире – как волшебный артефакт, как напоминание всем о том, что потеряли когда-то. Они преодолевают трудности и непогоду, отбиваются от группы скаутов, живут настоящую жизнь, находят способ пожениться (!), и не сдаются даже тогда, когда их все-таки догоняют.
Уэс Андерсон, творящий на тонкой грани реального и фантастического, рассказывает нам прекрасную сказку, в которой есть все, чего мы от сказки ждем: и слезы, и смех, и счастливый финал. В это Путешествие стоит отправиться, чтобы напомнить себе, какой бывает любовь, и о том, что, пока вы умеете влюбляться как в юности, вы никогда не постареете и не потеряете надежду.