«Детей нужно убедить в том, что они не зря пришли в школу»
Сегодня детей необходимо убедить в двух вещах: 1) в том, что ты для них авторитет; 2) в том, что они сидят в классе не просто так. Сделать это можно, только доказав ученикам, что от тебя и твоего предмета есть прямая, практическая польза. Сейчас, когда существует множество онлайн-курсов, нам приходится объяснять детям, почему они каждый день должны ходить в реальную школу.
«Моральное насилие измерить трудно»
Я пытаюсь развить в детях ответственность за свои поступки. Особенно хорошо это получается за счет проектной деятельности. У меня была ученица, пережившая насилие в семье. Для нее это была максимально болезненная ситуация, которую она никогда ни с кем не обсуждала. И вот мы придумали с ней сделать некий арт-перформанс, выставку, в которой она могла бы образно выразить важные для себя темы. Это был невероятный шаг еще и потому, что раньше девочка была не очень заинтересована в учебе, а тут постаралась и раскрылась совершенно по-новому.
Его очень трудно измерить, и существует тонкая грань между субъективным восприятием ребенка и реальностью взрослого. Ситуация становится очень деликатной. Мне необходимо установить доверие с таким ребенком, помочь ему раскрыться и поделиться со мной своими переживаниями. У меня были ученики, которые занимались самоповреждением. Докопаться до причины, по которой они наносили себе вред, было очень трудно. Даже с одним учеником.
Конечно, есть определенный регламент, по которому учитель должен действовать в подобной ситуации, но по большей части он сводится к набору бюрократических процедур. Учитель обязан передать такого ребенка другим специалистам. И уже на этом этапе система может дать сбой, потому что мы стигматизируем психотерапию.
Мне кажется, одна из глобальных задач учителя – помочь детям раскрепоститься, избавиться от устаревших стереотипов. И делать это на собственном примере. Показать ученикам, что учитель – живой человек со своими проблемами, ошибками и плохим настроением. На мой взгляд, быть живым гораздо важнее, чем быть идеальным. Ребенок начинает думать: ну раз у учителя бывают проблемы, то и со мной все в порядке.
«О буллинге необходимо говорить»
Травля будет всегда. В любом коллективе любого возраста и формата. Единственное, что можно сделать, – не бояться поднимать эту проблему. Несколько лет назад я начал говорить со старшеклассниками на тему буллинга, и то, что я услышал в ответ, меня поразило. Жертвы всегда чувствовали себя жертвами, а вот тираны зачастую и понятия не имели, что являются таковыми. Они не осознавали, что ведут себя агрессивно и токсично по отношению к сверстникам. Когда мы впервые подняли эту тему, многие ученики сказали: «Если бы я знал это раньше!» Именно поэтому мы начали осторожно поднимать эти темы и с более юными учениками. Мои ребята даже записали серию подкастов на эту тему. Многие школьники не понимают, что негативные комментарии в соцсетях – это тоже буллинг.
«Даня Милохин зарабатывает миллионы, несмотря на отсутствие образования»
Главное отличие современных детей – их сложнее удивить. Потому что они с раннего возраста взаимодействуют с информационной средой. Когда-то мы поражались эсэмэскам, а сейчас и виртуальная реальность никого не впечатляет.
Дети стали серьезнее, потому что видят вокруг больше возможностей. Если раньше мы выбирали профессию одну на всю жизнь, то сейчас в любую минуту можно начать с чистого листа.
Даня Милохин зарабатывает миллионы, несмотря на отсутствие образования, но при этом он все же обладает важными качествами, которые позволяют ему двигаться вперед. И эти навыки можно приобрести в школе. Вот именно такую мысль надо транслировать детям. Ребенок сегодня должен очень четко понимать, что дает ему каждый час за школьной партой. Допустим, урок истории развивает критическое мышление, математика – логику, литература – креатив, воображение и так далее. Каждый урок – это отдельный скилл, который пригодится в будущем.
Здесь главное – не допустить классического понимания дружбы, панибратства, которое разрушит дисциплину и повлияет на работу других учителей. Чтобы дети одинаково уважали учителей всех возрастов. Это можно сделать только путем полной искренности по отношению к ученикам. Разговаривать с ними честно, как со взрослыми, на равных и не прикрываться фальшивой дружбой.
Пиджак, Sol
Жилет, Mango
Рубашка, Enrico Gerini (lamoda.ru)
Брюки, Bazioni (lamoda.ru)
Лоферы, Abricot (lamoda.ru)
Фото: Федор Битков
Идея: Ксения Аносова
Стиль: Ксения Васильева
MUAH: Галина Пантелеева для Make Up For Ever
Продюсер: Анастасия Фридман
Ассистент фотографа: Павел Веденькин @kometa_rent
Ассистент стилиста: Елизавета Злотолинская
Ассистент продюсера: Лолита Сидорина
Дизайн: Татьяна Курьякова
Благодарим Культурный центр «ЗИЛ» за предоставленную локацию.