Сегодня мы поговорим об еще одном «должны» в почти бесконечном списке долгов, которых мы не брали: «женщины должны хранить очаг». Казалось бы, что может быть абсурднее в2023 году? Но почему-то большая часть мужчин все еще считает, что женщина это еще и обслуживающий персонал, которому не нужно платить.
Сколько времени занимают простые вещи
В России один из самых высоких процентов трудоустройства женщин в мире, так что первую смену мы отрабатываем, как и мужчины, за деньги. А затем в среднем два часа посвящаем тому, что называется «поддержанием уюта», хотя ни о каком особенном уюте речь обычно не идет – скорее о тривиальном быте. Приготовить ужин, закинуть вещи в стирку, пропылесосить– все это дела, которые на первый взгляд не должны занимать много времени. И вот он, стандартный аргумент тех, кто не видит в неравномерном распределении домашних обязанностей никаких проблем: ужин готовит мультиварка, стирает машинка, пылесосит робот, а женщина сама усложняет себе жизнь, жалуясь на то, что после «перекладывания бумажек в офисе» у нее не остается сил. (Хотя как показывает статистика HeadHunter, позиции специалистов на предприятиях мужчины и женщины делят почти поровну: 46 и 54 процента соответственно). Естественно, на закономерные вопросы вроде того, как именно продукты оказываются в мультиварке, в качестве ответа – традиционное: да что там составить список, заказать доставку, помыть, нарезать, сервировать, прополоскать посуду, поставить ее в посудомойку, переложить из нее обратно в шкаф… Странно, что хватает двух часов даже при наличии всех гаджетов.
Почему мы продолжаем брать все на себя
В 2020 году на кафедре народонаселения МГУ провели анкетирование 10 тысяч российских семей, чтобы выяснить, как в них распределены домашние обязанности. Выводы предсказуемые, но интересно другое: как показала собранная статистика, доход редко коррелирует со временем, потраченным на неоплачиваемую «вторую смену». Даже если основную часть бюджета составляет зарплата жены, это не влияет на то, сколько домашних обязанностей берет на себя муж. Так что стереотип о компенсации вклада деньгами ручным трудом, сам по себе неприятный, тоже оказывается не более чем стереотипом. Тогда почему мы так делаем? Воспитание, установки, «никто не возьмет замуж» и весь ряд знакомых с детства фраз. Ирина Калабихина, заведующая кафедрой МГУ, на которой проводилось исследование, говорит, что такая ситуация характерна для развивающихся стран и называется она «незавершенный гендерный переход»: доход и занятость женщины не влияют на включенность мужчин в ежедневные бытовые процессы.
Как отдать долг, сохранив себя
В первую очередь честно ответить самой себе: не компенсирую ли я неуверенность в себе или другие страхи бесконечной уборкой? Иногда мы ставим себе недостижимые планки, стараясь соответствовать мифическому идеалу работника, жены, матери одновременно. Разобраться с собственной тревожностью – первый шаг, который можно сделать в том числе с помощью психолога. И он же самый важный: безусловно, если в семье уже сформировалась удобная привычка делегировать все домашние обязанности женщине, за один день ее не изменить. Но начать выстраивать family-work баланс так или иначе нужно – тем более, как говорит то же исследование МГУ, в семьях, где у мужа и жены сравнимые доходы и вклад в ведение домашнего хозяйства, меньше страхов долгосрочных проектов – а значит, больше и детей, и недвижимости.