Пандемия с ее локдаунами, дистанционной работой и жизнью в четырех стенах в режиме 24/7 заставила нас пристальнее присмотреться к собственным домам. Оказалось, что пространства, которые прекрасно справлялись со своей ролью несколько часов бодрствования в день, не подходят для того, чтобы пребывать в них всей семьей безвылазно месяцами. Они недостаточно мультифункциональны для того, чтобы быть и рабочим кабинетом, и игровой, и фитнес-центром, и релакс-зоной. Это повлекло за собой настоящий бум изменений интерьера. Сегодня, вероятно, нет такого дома, в котором хотя бы в одной квартире не прошел ремонт за последние два года.
Успех этих трансформаций зависит от дизайнера интерьера, который, как дирижер, руководит оркестром строительства. Среди них есть настоящие звезды, за спиной которых только успешные проекты и довольные заказчики. Мы пристально следим за такими проектами и знакомим с самыми перспективными.
Героиней нашего сегодняшнего интервью стала успешный дизайнер интерьеров Карина Тулупова. Уверены, если ты фанат современного фьюжена, кинфолка, джапанди и пространств в духе Акселя Вервордта или Жана Луи Денио, тебе наверняка понравятся ее работы. А если ты следишь за интересными дизайнерскими открытиями России, то мимо тебя не прошли ее проекты, размещенные на страницах архитектурных журналов. А если нет, стоит познакомиться и узнать чуть больше о креативном вдохновителе многих современных пространств.
Карина не боится экспериментировать с дизайном помещений, ее проекты являются визитной карточкой офисов в Москве и удостоены наград профессиональных конкурсов. Она создавала интерьеры дополненной реальности, обучала экологическому дизайну студентов МАрхИ и решилась бросить столицу ради Камчатки. Тем временем вокруг устойчивого подхода к интерьерам, который она исповедует, образовалось сильное комьюнити.
Мы встретились с Кариной в одном из ярких пространств, которые она создала. Там нам удалось пообщаться о дизайне, творчестве и том, как не изменить себе, меняя все вокруг. Вы готовы? Мы начинаем!
Расскажите для наших читателей, как экологически устойчивый дизайн впервые пришел в вашу жизнь?
На одном из первых мест работы я руководила обустройством собственных офисов компании. Мне достался дизайн-проект комнаты переговоров с клиентами, подготовленный моим предшественником. Я смотрела на него и представляла, каким скучным и безликим будет помещение. И прямо физически ощущала, каково будет людям в нем находится: искусственное освещение, которое портит зрение и состояние кожи; негармоничные пропорции вызовут ощущение загнанности в клетку, безысходности; неудобная мебель и банальность в каждой детали. Это было насилие над природой. Я поняла, что не хочу это строить. Просто не хочу!
И хотя я была новенькой в компании и еще не успела зарекомендовать себя, но решила подготовить проект пространства, в котором людям будет хорошо: физически, эмоционально, ментально. Я работала всю ночь и создала интерьер, пропитанный природной силой. Я изменила пропорции помещения, добавила естественный свет – благодаря стеклу и зеркалам, мебель эргономичной и бионической формы, сбалансированную цветовую гамму, близкую природе, растения и несколько личных для команды деталей: коллекцию чашек с логотипом компании за разные годы. Я понимала, что после такого бунта, возможны только два варианта: я стану звездой или меня уволят. Случилось первое.
Вы как-то сказали, что общаетесь с людьми через свои интерьеры. А что вы им говорите?
Я им говорю, что жизнь может быть счастливой. И что у каждого из нас – со всеми неповторимыми прекрасностями и трещинками – может быть место, где его принимают и понимают. Место, где можно быть самим собой и не прятать в шкаф вышитую бабушкой наволочку, гантели или детские рисунки. Если это на самом деле твой дом, в нем найдется место для всего, что дорого и значимо. Мы имеем право быть странными – такими же, как наши дома. И очень важно не загонять свою природу в темный чулан.
Любой творческий человек и профессионал чем-то или кем-то вдохновляется. У вас есть ролевая модель – дизайнер или бренд, на который вы равняетесь?
Если говорить о создании пространств для счастливой жизни, то мой вдохновитель, безусловно, Джонатан Адлер. Он создал уникальный рецепт антидепрессивного пространства. Его стилю лучше всего подойдет определение «счастливый шик». Он мастерски играет с яркими цветами и фактурами на фоне белых стен, чтобы зарядить интерьер жизнерадостной энергией.
Также много вдохновения я черпаю в работах Жана Луи Денио. Его фишка в смешении старого и нового. Такой подход позволяет дать новую жизнь старым вещам, что очень важно для экоустойчивости. Но это не неряшливая эклектика, а аристократичный и элегантный фьюжн с игрой нюансов и полутонов.
И, как вы можете догадаться по моему портфолио, это Аксель Вервордт. В его аскетичном и созерцательном творчестве, близком стилю ваби-саби, всегда есть тайны, разгадывать которые хочется снова и снова. За его особую философию его называют «метафизиком дизайна интерьеров».
Вы прекрасно разбираетесь в современном искусстве и его трендах. Насколько важно для профессионала знать работы классиков?
Это палка о двух концах. С одной стороны, насмотренность очень важна. Она развивает вкус и стиль, расширяет горизонты. С другой стороны, важно не попасть в ловушку копирования. Во-первых, потому что это скучно (улыбается). Но также и потому, что вы создаете пространство не для журнальной картинки, а для реальных людей. И вашим конкретным заказчикам не обязательно будет уютно в гипсовой келье Вервордта. При всей моей любви к этому гуру дизайна, я не могу себе представить жить в таком пространстве. А любоваться им и вдохновляться – это да.
Давайте немного пофантазируем. Если бы вам предложили выбрать любого человека из любой эпохи, чтобы создать для него интерьер, кто бы это был?
Возможно, это была бы женщина с веслом с одноименной скульптуры (смеется). Я бы хотела создать для нее такое пространство, в котором ей бы захотелось отложить весло, надеть что-то удобное и стильное одновременно, сесть в уютное кресло-кокон перед панорамной стеной и выпить травяного чая с любимой книгой. Не яркое и вычурное а-ля Карим Рашид, где потеряется ее индивидуальность. Скорее что-то в духе Патрисии Уркиолы: лаконичные стены и чувственная мебель. Это было бы интересно. Вот зачем вы спросили? Теперь буду все время об этом думать (смеется).
Можете рассказать о своей работе какой-то факт, которого нет в интернете?
Он не совсем о работе, скорее о том, как я в ней оказалась. Когда мне было лет 5, мы с мамой ехали мимо сталинских высоток. Я пришла в такой восторг, когда их увидела, что всю дорогу твердила маме, что, когда вырасту, буду строить такие дома. С тех пор я ни на секунду не меняла своих планов по поводу работы. Все, чем я в серьез увлекалась, было связано с архитектурой и дизайном.
В этом году вы вышли за муж, сменили фамилию и переехали из столицы на родину супруга. Каково это – начинать с начала, имея за плечами такой оглушительный успех?
Это бодрит. То есть, присутствует легкий дискомфорт, но именно он придает сил и заряжает энергией. На самом деле, на Камчатке я нашла новое вдохновение. Первозданная и дикая природа вокруг дает пространство для творчества с включением панорамы в интерьер. В Москве такие проекты практически невозможны. Когда вид на вулкан, например, диктует цветовую гамму и фактурные решения. Или лес становится частью дома благодаря прозрачным стенам.
Также на Камчатке много интересных локальных производителей. Можно найти потрясающее дерево, состаренное естественным путем. Много местных сортов древесины и камня и огромное количество элементов декора коренных народностей. Это новое начало.
Вы сами общаетесь с клиентами на протяжении всего процесса реализации проекта. Помните ли вы какой-то комплимент вашей работе, который помог двигаться дальше?
Да, без личного общения невозможно сделать то, что нужно заказчикам. Можно сделать то, что они хотят, но это не будет то, что на самом деле им необходимо для комфортной жизни. Я знаю, что коллеги иногда принимают в работу проекты «из журнала». Так работать проще для дизайнера, но радости от жизни в таком доме не будет. Дом – это отражение целой жизни. И очень печально жить чужой жизнью «из журнала», даже из очень модного и стильного.
Однажды был такой случай. Клиенты пришли на объект в процессе стройки – нужно было согласовать детали. И взяли с собой маленькую дочку. Вид недостроенного объекта сильно расстроил девочку, она наотрез отказывалась переезжать в новую квартиру, сильно тревожилась из-за этого. И вот она вошла в готовую квартиру «на экскурсию». Для всех взрослых это был очень волнительный момент, как ребенок примет новую квартиру. Она заглянула в детскую и сказала «а давайте это будет моя комнатка?». Она сразу почувствовала свое пространство! Для меня это было лучшим комплиментов моей работе.
Были ситуации, когда хотелось все бросить?
Это как в анекдоте «убить да, развестись нет». Вот какие-то похожие чувства были (улыбается). В работе архитектора и дизайнера всегда много форс-мажоров: кто-то из субподрядчиков может подвести, материал вовремя не приедет или приедет не такого качества/цвета/узора и т.д. Или заказчик по дороге начнет менять проект, потому что ребенок увлекся пианино, и теперь его тоже нужно куда-то органично встроить, например. К этому надо быть готовым. И хотя со временем многие неприятности начинаешь видеть издалека, учишься перестраховываться и адаптировать планы, но неожиданности все равно будут случаться. Если вы не можете эффективно работать в такой ситуации – лучше не идти в эту профессию.
Но с этим я готова мириться. С чем я не могу работать (и не работаю) – это когда от меня ожидают сделать то, что точно будет плохо. Например, использовать материал, который небезопасный или просто не подходит помещению, схалтурить, сделать «тяп-ляп», абы быстро. Я не берусь за такие проекты. Не только потому, что это оскорбляет мой профессионализм (хотя это тоже имеет место), но и потому, что я стремлюсь менять мир к лучшему своими проектами – по одному дому за раз. И это точно не выйдет, если делать абы как.
Как вы думаете, какая самая главная проблема индустрии интерьер-дизайна в России?
Некоторые думают, что дело в отсутствии качественного локального производства, сильных школ предметного дизайна. Но это не так. У нас есть и производство, и школы, и талантливые профессионалы. Совсем недавно в этом году я оценивала работы молодых архитекторов в области экоустойчивой архитектуры в качестве члена жюри конкурса «Зодчество». И могу сказать, что у нас очень много талантливых ребят с потрясающими идеями.
На самом деле, проблема в другом. В том, что мы мало растим отрасль. Мало рассказываем начинающим дизайнерам о современных трендах и подходах, о технологиях и материалах – о том же устойчивом дизайне. Понятно, что многие не хотят растить себе конкуренцию, поэтому опытом делятся неохотно и только за деньги. В результате рынок заполнен банальностью, которая формирует неправильные стандарты и ожидания у заказчиков. Таким образом мы сами загоняем себя в ситуацию, когда отрасль деградирует.
Понимая это, я много времени уделяю подготовке молодых коллег. У меня есть курс в моем родном институте, посвященный устойчивому дизайну и его применению в разных проектах и стилистиках. Я читаю его бесплатно – ради того, чтобы как можно больше дизайнеров использовали этот подход в своей практике. Я консультирую профильные издания в качестве редактора рубрик, посвященных дизайну и архитектуре – чтобы в них присутствовали только трендовые направления. Это способствует формированию насмотренности аудитории – а это часть развития отрасли.
Отсюда мой совет коллегам – не бойтесь делиться опытом. Ваше видение неповторимо. Можно скопировать отдельный проект, но не уникальное восприятие пространства. Это никто не скопирует и не присвоит. Но это поможет развиваться отрасли – в результате, вам самим будет приятнее и эффективнее работать.
Что для вас интерьер?
Интерьер – это отражение жизни и характеров его жильцов. Это уникальное зеркало, которое, с одной стороны, отражает черты характера и предпочтения хозяев, а с другой стороны, может их и формировать. Поэтому так важно найти дизайнера, который поможет создать то, что подойдет именно вам. Я верю, что каждый заслуживает дом своей мечты – в котором уютно, легко и спокойно. И желаю, чтобы каждому удалось его создать.