Еще в 2019 году моя коллега спрашивала Сэма из Studio 21 в нашем подкасте, может ли в России появиться своя Карди Би, такая же яркая, эпатажная и харизматичная. В итоге они сошлись на том, что вопрос этот не столько к хип-хопу, сколько к нашим традиционным ценностям. А Сэм добавил, что у рэпа есть такая сила «бить по лицам» и, возможно, через несколько лет у нас появится девочка, которая зачитает так, что порвет всю индустрию.
И вот, в 2021 году со стремительной скоростью набирает популярность Alizade. Впервые я услышала ее имя еще несколько лет назад и подумала тогда, что еще чуть-чуть и о ней заговорит вся рэп-индустрия. А когда Fast Food Music опубликовали в своем Instagram ее фристайл (единственный женский в истории сообщества) – я влюбилась окончательно. Она дерзкая, талантливая и очень харизматичная. За несколько недель до выхода ее нового трека мы встретились с Alizade, чтобы поговорить о хайпе, стиле и сексизме в музыкальной индустрии.
Итак, нашу героиню зовут Ася, о себе она рассказывает очень просто: «Я Ася Ализаде. 20-летняя девушка из Азербайджана, которая читает рэп и поет на русском, а еще обожает авокадо». О любви к последнему становится сразу понятно, когда замечаешь кулон на ее шее, созданный главным ювелиром музыкальной индустрии Mozi J.
Музыкой Ася начала заниматься еще в 11 лет, и все благодаря школьному завучу. «Когда мы переехали в Россию из Азербайджана, я начала ходить в школьный хор, там меня заметила наш завуч Галина Георгиевна. До сих пор помню, как она подошла ко мне и позвала в свой кабинет. Я тогда подумала, что она будет меня ругать за плохое поведение, но она просто сказала: «Ну что, будем с тобой петь?» И все, с того момента я пою. К сожалению, мы ее потеряли в прошлом году, для меня это тяжело. Потому что, если бы не эта чудо-женщина, я, наверное, никогда не стала бы заниматься музыкой. Именно она открыла мне этот мир, за что я всегда буду ей благодарна».
Свой первый трек в качестве Alizade она записала в 2015-м. «Школьная подруга позвала меня к друзьям, сказав, что им нужна девочка, которая смогла бы спеть припев. Это был мой первый такой опыт». Сейчас на ее счету десятки синглов, а еще фиты с ANIKV, Vacio и даже Big Baby Tape. Кстати, именно благодаря музыкальному коллабу с последним (речь идет о треке Gucci, который вышел в 2019-м) большинство людей и узнали об Асе. Тогда некоторые фанаты трогательно окрестили ее Тейпом в юбке.
Но в 2019 году Ася куда-то пропала. Позже она рассказала, что была в депрессии. В современных реалиях тема mental health чуть ли не номер один, об этом говорят и пишут практически все. Вот и я попросила Асю поделиться своим опытом. «Я очень плавно вошла в это состояние. Сначала я даже не поняла, что у меня депрессия. Я думала, что так у всех. Комок нарастал с каждым днем, и я только через полгода осознала, что мне очень плохо. До этого я не сталкивалась с подобным, я в целом очень позитивная и жизнерадостная. А потом просто поняла, что выход такой – саморазвитие, занятие любимым делом и общение с правильными людьми. Я вообще считаю, что общение – это лучший способ психотерапии».
В случае с Асей «любимым делом» и спасением стала именно музыка. Она вдохновляется творчеством совершенно разных артистов: от Фрэнка Оушена до Билли Айлиш, от Эми Уайнхаус до Валерия Меладзе. А еще мечтает сделать фит с Хаски и Иваном Дорном.
Что касается сравнения с Карди Би, то Alizade оно ничуть не раздражает. «Я считаю, что это круто, когда тебя сравнивают с западными исполнителями. Я раньше очень много слушала Карди Би в самом начале ее карьеры. А вот после того, как появилась Megan Thee Stallion, перестала. Меган технически намного лучше подкована».
Сегодня, в эпоху феминизма, девушки с огромной скоростью захватывают рэп-сцену и не боятся быть дерзкими. У них есть собственный уникальный стиль и манера читки. Но парней в индустрии все равно в разы больше. Однако Ася верит, что со временем ситуация может измениться: «На данный момент рэперш в России можно по пальцам пересчитать. Их единицы. Я думаю, что на Западе года три назад ситуация была такой же, а сегодня мне кажется, что там они скоро сравняются. Я уверена, что Россия тоже к этому придет, потому что появляются люди, на которых хочется равняться. Люди, которые вдохновляют».
Как бы громко мы ни кричали о равноправии, наши реалии сейчас таковы, что девушкам пробиться гораздо тяжелее. И тут вопрос не только к музыкальной индустрии, а скорее ко всем сферам творческой деятельности. Почти каждая третья подвергалась дискриминации или домогательствам. Ася подтверждает, что фраза «через постель», увы, все еще актуальна. «Меня как-то позвал к себе в студию один исполнитель, чтобы записать совместный трек. Все было хорошо, песня получилась реально красивая. Мы закончили под утро, очень устали, я начала собираться домой. Он попросил меня остаться, я отказалась и уехала. Вроде он нормально отреагировал, но на следующий день просто пропал, и никакого фита не было».
Но главная проблема девушек в индустрии хип-хопа даже не их уязвимость. «Рэп-исполнительницы пытаются равняться на мужчин. Но парни двигают свою энергию, а женщины должны двигать свою, – говорит Ася. – Мы должны гордиться своей внутренней силой. Женщинам и мужчинам нечем мериться».
Слова Alizade еще раз доказывают простую истину, что главное – всегда оставаться собой. Новая песня Аси Carousel как раз об этом: «Этот трек о том, как исполнителей не принимают такими, какие они есть, не пытаются их понять. Я пою про людей, которые не зовут меня кататься на своей «карусели». Эта песня в каком-то смысле отражает нашу музыкальную индустрию».
Сейчас многие исполнители прогибаются под законы рынка и делают музыку не ради творчества, а ради хайпа. «Никакой грани нет, она уже давно стерлась. Творчество рождает хайп, а хайп рождает творчество. Ты просто делаешь музыку, и если тебя заметили и начали слушать, то ты уже выделяешься», – рассказывает Ася.
На мой вопрос о том, что же для нее самой музыка, она отвечает очень просто: «Музыка для меня – любовь, это вообще все. Я вижу мир через музыку. Вот художник видит мир через картины, а я через биты и тексты».
Планы на будущее у Аси амбициозные и дерзкие, как и подобает русской Карди Би. «Хочу розовый Audi, но, чтобы купить его, мне нужно много трудиться».