Дмитрий Исхаков впервые после развода нарушил молчание и дал интервью. Фотограф откровенно рассказал об отношениях с Полиной Гагариной после развода, о своей новой любимой и о проекте «Женщина не товар и не имеет срока годности», над которым сейчас работает.
Расскажите о вашем новом проекте «Женщина не товар и не имеет срока годности»? Что вас вдохновило?
Проект я придумал не случайно. В моем окружении есть женщины, пребывающие в подавленном состоянии из-за отношения в обществе к людям 45+. А ведь это прекрасные, активные и достойные люди. И я задумался: как я, фотограф, могу помочь им? Мне захотелось высказаться на этот счет. Эйджизм (от англ. age – «возраст»; дискриминация по возрастному признаку. – Прим. ред.) – серьезная проблема современного общества. И рано или поздно коснуться она может любого.
Кто принимает участие? В целом, что должно стать итогом этого проекта?
На данный момент проект поддержали: Ксения Собчак, Сати Спивакова, Елена Летучая, Екатерина Шипулина, Виктория Шелягова, Кристина Орбакайте. Интерес к проекту большой и очень скоро я представлю героинь, которые в ближайшем будущем присоединятся к проекту. Я от всего сердца благодарю каждую из них. За то, что они поддержали меня и согласились сняться. Это очень много значит для меня. Надеюсь, мы не напрасно подняли эту важную тему. Проект будет продолжаться. Уверен, к нему присоединится еще много замечательных героев. У меня есть амбициозные планы по аналогичному проекту на Западе. Пока идут переговоры и согласования. Итогом проекта будет экспозиция работ, где именно, пока решаем. И надеюсь, также итогом будет то, что героини проекта, девушки известные и являющиеся ролевыми моделями, подняв это знамя, так сказать, смогут обратить внимание на эту проблему и как-то повлиять на ситуацию в целом. Я идеалист и верю в то, что одна из возможных миссий художника – влиять и говорить о проблемах общества доступными ему средствами.
Почему вы решили обратить внимание общества именно на проблему возраста женщин? Мужчины не сталкиваются с дискриминацией по поводу возраста или они не так сильно переживают?
Несмотря на то, что современное общество быстро развивается, в некоторых областях общественное сознание не всегда успевает за таким развитием. В последние десятилетия технологии шагнули далеко вперед, и мы уже имеем возможность дольше поддерживать красоту, здоровье и бодрость духа. Однако женщины возраста 45+ все еще довольно часто воспринимаются пожилыми, хотя они имеют те же возможности для активной и счастливой жизни. Они нередко подвергаются давлению, шеймингу и даже травле за демонстрацию своей активной жизненной позиции. Нередко эта дискриминация проявляется и в профессиональной среде, например при трудоустройстве. И хотя это общая проблема, особенно часто она касается женщин, так как общественные устои во многом еще остаются патриархальными. Цель проекта – высказаться на эту важную тему и поддержать тех, кто с этим столкнулся или сталкивается. Поддержать тех, кто из-за такого отношения находится в депрессии и подавленном состоянии. Жизнь не заканчивается и не останавливается в этом возрасте. Женщина – не товар и не имеет срока годности.
Вы смогли бы влюбиться в женщину за 45–50 лет?
Конечно. Скажу больше: я тайно влюбляюсь в каждую женщину, с которой работаю в своей студии. Каждая, кто оказывается перед моим объективом, не подозревая этого, становится объектом мимолетной влюбленности. Иначе никак. Красота в глазах смотрящего. Именно благодаря этой мгновенной влюбленности у меня и получаются такие портреты моих героинь, благодаря которым они ко мне возвращаются. Или не возвращаются. Тут уж все зависит от взаимности
Многие говорят, что любовь не зависит от возраста и от внешности, но вы как фотограф можете запечатлеть только внешность. Поэтому вопрос: как, сфотографировав взрослую женщину, можно помочь ей, например, переосмыслить и преодолеть кризис возраста?
Помочь преодолеть кризис – это сильная формулировка, я не психолог, а лишь фотограф, хотя и полагаю, что каждый фотограф, работающий с людьми, должен быть немного психологом. Но что я могу сделать – это подставить девушке такое зеркало, в котором она полюбит саму себя. Образно выражаясь. Увидит на снимке, что она способна нравиться и может быть объектом внимания. В этом я отчасти вижу свою миссию. У меня бывали случаи, когда оказывалось, что героиня очень комплексует из-за каких-то физических особенностей, абсолютно не заметных стороннему взгляду, или вообще никакие это не особенности, а фишка или изюминка. И выяснялось, что кто-то когда-то внушил ей этот комплекс неострожным комментарием в ее адрес. Все же слова порой ранят очень больно. И я всегда стремлюсь избавить человека от этих комплексов. Многие героини, когда-либо снимавшиеся у меня, имели проблемы с принятием себя, своего тела, своей внешности. И даже больше: чем героиня популярнее, известнее, любимее миллионами, тем больше она имеет претензий к собственной внешности. И напротив, бывают никому не известные девушки, отличающиеся полным принятием себя. Удивительный парадокс.
Вы работали и работаете со многими звездами – кого приятнее всего фотографировать?
Пожалуй, легче работать с теми, кто не слишком поражен звездной болезнью, а она ужасно заразная. Однако порой интереснее работать с самыми непростыми героями. Ведь почти все мои герои – известные люди, преуспевшие и снискавшие любовь миллионов. Сами понимаете, люди крайне незаурядные, интересные и часто очень непростые в плане характеров. Их время очень ценно и дорого, и я не могу позволить себе тратить его впустую. Я всегда чему-то учусь у них, обмениваюсь энергией, ведь фотосъемка – это именно обмен энергией, и не всегда легкой, но тем не менее очень ценной. Это крутой опыт.
Каким образом расставание с Полиной повлияло на ваше творчество? Был ли кризис, депрессия или, наоборот, вдохновение и творческий подъем?
А теперь о главном… Ну, погнали.
Результатом нашего развода, помимо прочего, стало то, что у меня появилось много времени на себя. Мы много летали, я всегда был за сценой, помогал и принимал непосредственное участие во всех процессах. А теперь появилось время на творчество. На свою фотостудию, которую я построил несколько лет назад вместе со своим другом. Кризис эмоциональный, разумеется, был. Распад семьи стал для меня довольно сильным потрясением. Но, думаю, я смог сублимировать энергию и эмоции в творчество и работу. Я обожаю свою профессию, ведь помимо энергии и мотивации она дает мне возможность самовыражаться и общаться с удивительными людьми.
Что сейчас происходит между вами и Полиной? Вы видитесь, общаетесь?
Наши с Полиной отношения сложные. Общаемся мы исключительно по вопросам, касающимся дочери.
Если бы вы сохранили теплые дружеские отношения, то советовались бы с ней как с другом?
Нет.
А сами следите за ее творчеством?
Нет, не слежу.
Продолжаете ли общаться с сыном Полины от первого брака, с которым у вас были очень хорошие отношения, он же и ваш сын?
Андрея я не усыновлял. У него есть родной здравствующий отец. А мы с Андреем очень хорошие друзья. Я его воспитывал и растил с пяти лет. Он чудесный парень. Очень чуткий, тонкий, умный. В нем есть многое, чего никогда не было во мне. Он перфекционист и никогда не бросает ничего на полпути. Это во многом заслуга его чудесной бабушки Екатерины Владимировны Мучкаевой – мамы Полины. Она человек стальной воли и закалки и смогла передать эти качества внуку. Андрюха совершенно самостоятельно прекрасно учится. Занимается спортом и музыкой. Читает и изучает языки. Вообще, парень с прекрасным чувством юмора, что я особенно ценю в людях. Я им безумного горжусь!
Как отнеслись к тому, что Полина уволила вас из своей компании после расставания?
Я был большой частью ее жизни и команды. В какой-то момент все изменилось, и в свете новых обстоятельств занимать какие-то должности больше не было необходимости.
У вас есть сейчас отношения? Если да, то почему держите их в тайне?
Да, у меня есть отношения. Но имя моей спутницы довольно известное, и я не хотел бы делать это достоянием общественности. Во всяком случае пока.
Что такое, по вашему мнению, успех? Успех именно для фотографа. К примеру, если его работы будут выставлены в Лувре или что-то еще? Что для вас значит максимальный успех?
Ну Лувр – это программа минимум. Подумаешь, Лувр. Шутка! Я счастлив и вполне успешен как профессионал. Мне доверяют известные люди и компании. Есть ли что-то, на что я мог бы роптать как фотограф? Не думаю. В наше время с такой творческой профессией вообще непросто. Хотя и да, и нет. Порог входа в эту профессию довольно низкий, казалось бы, однако при мнимой простоте задержаться в ней и занять свое место – дело очень непростое. Думаю, как фотограф я во многом состоялся, но надеюсь, что мне есть куда расти и развиваться и впереди еще много открытий и интересных проектов. Вообще, худшее, что может произойти с любым профессионалом – это самодовольство и чувство собственного величия. Надеюсь, я далек от раздутого самомнения. Каждый день я узнаю что-то новое, пробую новые техники, изучаю современные съемки. Уверен, в любом деле остановка равна деградации. Очень надеюсь, что никогда не потеряю способность удивляться, учиться и оставаться голодным.
С кем из известных людей вы еще не работали, но мечтаете поработать?
Мне очень интересно было бы сделать портрет нашего президента. Но я понимаю, что это из области фантастики.