Екатерина Кононенко – продюсер фильмов, которые ты точно смотрел. Среди ее проектов «Любит не любит», «Хардкор», «Я худею», а 24 октября на экраны вышла «Троица» – режиссерская работа Ян Гэ и, пожалуй, самая откровенная картина месяца. Эксклюзивно PEOPLETALK Катя рассказала о сексизме в кино, важных премьерах и личной жизни.
Как начиналась твоя карьера в кино?
Мое кино началось после школы, когда я пошла на «Мосфильм» работать помощником режиссера после 11-го класса.
Это было собственное решение или родители настояли?
Собственное, потому что у меня папа кинооператор, и я с ним все время болталась по съемочным площадкам. Во ВГИК после школы поступила и пошла работать летом на картину к папе.
Волнительно было?
Нет. Я вообще человек бесстрашный. Я волнуюсь только по какой-то ерунде, а на глобальных вопросах я собираюсь, сосредотачиваюсь, и вперед.
Продюсерская карьера началась, когда я пришла в театр «Практика» на спектакль «Кислород», пошла в гримерку к Вырыпаеву (Иван Вырыпаев, режиссер, сценарист. – Прим. ред.) и сказала: «Ваня, я хочу работать на «Кислороде», возьми меня».
Кем?
Мне было все равно. И в итоге меня взяли в ассистенты второго режиссера, хотя я к тому времени уже была главным режиссером кабельного телеканала. А потом Вырыпаев предложил мне организацию международных экспедиций: Англия, Франция, Сирия. Везде было по одному съемочному дню, и «Кислород» мы снимали на пленку.
Как с таким графиком складывается личная жизнь?
Семья у меня небольшая: мама, мои сестра и племянники, которые очень гордятся мной. Есть муж. (Улыбается.)
Муж тоже из кино?
Муж – ресторатор Илья Тютенков. Он занимается ресторанами, а я занимаюсь кино. Мы уже давно поняли, что, в принципе, это одно и то же с точки зрения производства. У нас даже все параллельно: я фильм выпускаю, он ресторан… Мы идем с ним нога в ногу уже 15 лет.
Как вы познакомились?
Совсем не киношно, в чайном клубе. Однажды собралась компания, и оказалось, что один – будущий продюсер, другой – будущий ресторатор.
У тебя впереди активный год. Что предстоит?
Самое скорое – прокат «Троицы» по фестивалям. Второе – конечно, «Марафон желаний», который мы с Дашей Чарушей делаем. «Марафон» был именно ее идеей, потому что сейчас эта тема актуальна, но про нее никто не снимал. Сценарий Даша написала вместе с Гудковым (мы вместе снимали клип Билана «Пьяная любовь») – это комедия о маникюрше Марине (Аглая Тарасова), которая летит из Воронежа в Ханты-Мансийск, чтобы вернуть любимого. Единственный шанс на счастье и свадьбу – прибыть туда в течение 24 часов.
Когда планируется премьера «Марафона желаний»?
Он выходит 23 января 2020 года. Мы три месяца выбирали дату – аналитика, обсуждения с дистрибьютером, возможные риски. Для меня кино – не совсем кино, а проект, более комплексный подход.
Для читателей, не вхожих в эту индустрию, объясни, что все-таки делает продюсер?
Я такой продюсер, который своими руками контролирует и планирует производство. Начинается все с бюджета (я получаю сценарий и сразу понимаю, сколько приблизительно он стоит), дальше поиск возможностей для реализации, финансирование, партнерство, какие-то дополнительные возможности. Если все сложилось, начинаю укомплектовывать проект. Я всегда сама набираю команду с режиссером. Это большой спектр задач.
И в «Троице», и в «Марафоне желаний» режиссеры – женщины, продюсер – женщина. Можно говорить о феминизации индустрии?
Это факт. Все говорят, что женщины выступают серьезнее сейчас. Такое ощущение, как будто дали высказаться, и все – пошла волна. Но я занимаюсь этой профессией не потому, что я женщина и должна что-то сказать. Это призвание.
Как ты убеждаешь мужчин в том, что имеешь право на голос?
Я хитрю. Хитрость – она ближе к мудрости, чем все остальное, что у нас завалялось. То есть хитрость все-таки женщине помогает. Ну и конечно, еще момент, когда ты уже сделал что-то. Например, «Я худею» – нас было шесть продюсеров, в нас поверили инвесторы, государство, поддержало министерство культуры. Это прецедент, когда независимые продюсеры сделали кассовое кино (2 млн зрителей!). И, честно признаться, теперь проблем с деньгами нет, у меня много предложений по финансированию. Вот, например, «Троица» состоялась, потому что после «Я худею» было доверие.
Почему после успешного «Я худею» ты взялась за куда более камерную «Троицу»?
Мне просто понравилась идея. Мне нравится Ян Гэ как художник. В этом сегменте, в этой нише, оно совсем ни на что не похоже.
А ты открыта к предложениям? Молодые кинематографисты, например, или режиссер могут тебе написать? Куда?
У меня в последнее время появилось новое хобби – я читаю лекции и работаю со студентами в МГИМО (я, кстати, даже книгу сейчас пишу для молодых талантов). Мне можно писать в «Инстаграм», почту. У меня не было еще такого, что кто-то хотел связаться со мной и не связался.