#Психология

Эксклюзив: топ-10 ошибок, которые никогда нельзя совершать в бизнесе

Хочешь открыть свой бизнес, но не знаешь, с чего начать? PEOPLETALK поможет. Гузель Джарулаева, успешная бизнесвумен (на ее счету Guzya Market – мультибрендовый шоу-рум, Guzya Store – магазин и собственная линия одежды, Gubba и Gubba Beauty Bar – салон красоты и кафе «Пловstation»), рассказывает о 10 очень распространенных ошибках начинающих бизнесменов, которые лучше никогда не совершать.


Начинать без бизнес-плана. Бизнес-план – это фундамент, опора в мире бизнеса. Без него ты не сможешь увидеть много нюансов. Как правило, многие проекты закрываются именно на этапе написания бизнес-плана – люди понимают, что проект просто не окупится.

Быть уверенным, что если тебе нравится продукт, то он будет востребованным и его полюбят другие. Это заблуждение. Чтобы не попасть на такой крючок, советую проводить опросы, анализировать аудиторию.

Думать, что все будет легко. Многие считают, что бизнес – это только о получении прибыли. Но на самом деле бизнес – о нервах, проблемах и стрессе. И к этому нужно быть морально готовым.

Полагаться на договоренность. Никогда не заключай сделки на словах. Даже если это друзья, хорошие знакомые или сделка в общем-то незначительная. Договор нужен всегда. Иначе могут быть очень серьезные последствия, которые в лучшем случае лишат тебя большой суммы денег, в худшем – поставят под угрозу существование проекта.

Пускать бизнес на самотек. Ты запустил бизнес-проект, он встал на ноги, и ты думаешь, что бизнес будет развиваться по инерции. Пока ты не сможешь идеально делегировать свои обязанности, проект будет требовать постоянной вовлеченности.

Не отслеживать тенденции. Бизнес-проекты, которые не идут в ногу со временем, автоматически начинают отставать, поэтому всегда нужно быть в курсе новинок мира, особенно твоей сферы. Поэтому постоянно отслеживай новости на всевозможных информационных платформах.

Уделять внимание только одной сфере проекта: маркетингу, сервису, сотрудникам. Нужно следить за всеми процессами бизнеса. Даже если какие-то крепко стоят на ногах, все равно присматривай за ними. Если оставить без внимания хоть одну сферу, она покатится вниз и потянет за собой остальные – в бизнесе все очень взаимосвязано.

Не анализировать ошибки. Всегда нужно понимать, что бизнес идет от тебя, анализируй ошибки, становись лучше. То же самое и обратная связь – это сильнейший двигатель развития.

Забивать на мелочи. Сейчас такая сильная конкуренция в бизнесе, что иногда выделиться можно только за счет мелочей. В мелочах заключается комфорт, например адаптация сайта под мобильный телефон, структурно поданная информация и так далее.

Нечестно вести бизнес: воровать идеи, копировать чужой проект, обманывать налоговую, партнеров. Такой проект далеко не уйдет, он не будет представлять ценность для всех слоев, начиная от клиентов и заканчивая партнерами.