#Культура #Музыка #СТИЛЬ ЖИЗНИ

Экспериментатор и революционер: как Дэвид Боуи изменил моду, музыку и культуру

«Хамелеон, комедиант, коринфянин и карикатура», – эта простая строка из песни The Bewlay Brothers как нельзя лучше описывает своего автора. Его называли человеком с Марса, а его стиль не перепутать ни с одним другим исполнителем. Думаем, ты уже догадался, что речь о легендарном Дэвиде Боуи – человеке, для которого не существовало рамок и ярлыков.

Он транслировал миру свои новые безбашенные задумки не только через музыку, но и с помощью эпатажных образов, перформансов и шоу. Практически все, что он делал, становилось трендом, опережавшим время. Когда в начале 70-х он появился в огненно-красном парике в форме стрижки маллет, прическа стала одной из самых популярных в этом десятилетии.

Сегодня, 8 декабря, гению музыки и иконе стиля могло бы исполниться 75 лет. По такому случаю рассказываем, как Дэвид Боуи изменил моду, музыку и культуру в целом.  


Макияж как продолжение образа

«Однажды я спросил Леннона, что он думает о том, что я делаю. Годится, сказал он, но это просто рок-н-ролл, поверх которого положили немного губной помады»

На протяжении всей своей карьеры Боуи экспериментировал не только со звучанием и стилем, но и с макияжем. Это сейчас никого не удивить мужским мейком и ярким маникюром, а тогда это было настоящим эпатажем, причем с большой буквы. Боуи оказал мощнейшее влияние на развитие трендов в сценическом гриме. Все началось в 1960-х, когда он был учеником знаменитого хореографа Линдси Кемпа, выступления которого были основаны на стилистических приемах пантомимы, бурлеска, драга и кабуки. Для участия в постановках традиционного японского театра все актеры белили лицо и руки гримом, а губы и глаза подчеркивали подводкой. Боуи перенял искусство традиционного макияжа и адаптировал под свой образ. Именно поэтому большинство сценических образов создавалось поверх выбеленного лица.


Научил принимать себя

«Я давно смирился с тем, что мне сложно объяснять, как я себя ощущаю. Но моя музыка делает это за меня. Слова просто ее дополняют. Музыка всегда была моим способом самовыражения, и я говорил о том, о чем по-другому говорить не получалось»

Дэвид Боуи всегда учил своих слушателей не стесняться быть «не такими, как все». Он транслировал эту философию через свои образы, песни и выступления. Боуи всегда выбирал эпатажные костюмы, которые подчеркивали андрогинность и даже гомосексуальность его персонажей. А в 1971 году он выпустил песню Kooks, в которой рассказал, что нетрадиционные родители могут быть хорошими опекунами для своих детей. Месседж о том, что люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, Боуи пронес через все многолетнее творчество, ни разу не изменив себе.


Гений перевоплощений

«Я так часто придумывал себе новый образ, что сегодня мне кажется, будто изначально я был располневшей кореянкой»

Еще в самом начале карьеры Дэвид Боуи установил себе правило, которому следовал всю жизнь: стал узнаваемым – меняйся. Он был одним из первых исполнителей, которые не боялись кардинальных изменений и создавали новые культурные коды. Он владел талантом виртуозных перевоплощений и делал это с правильной скоростью, из раза в раз попадая в нужную эпоху. Началось все с культуры уличных модов, потом Боуи плавно переключился на стиль хиппи. А в 1972 году появился его первый знаковый персонаж – Зигги Стардаст, который стал олицетворением глэм-рока. Образ музыканта с ярко-красной молнией на лице знают все, даже те, кто максимально далек от музыки.

На смену Зигги в 1973-м пришел Аладдин Сейн, а уже через год Боуи превратился в одноглазого Джека Хеллоуна (кстати, повязка на глазу была не только частью сценического образа, говорят, у музыканта тогда начался конъюнктивит). На этом магические перевоплощения не закончились, и в 1976-м он стал Белым Герцогом, а в начале 1980-х весь мир увидел вольную интерпретацию Пьеро.

Такая философия зацепила многих исполнителей, одна из них – Мадонна. Она не раз говорила о влиянии легенды на ее творчество.


Тренд на андрогинность

«Если ты выходишь на сцену с намерением поразить публику, будь добр выглядеть соответствующе»

В последнее время тренд на андрогинность начал развиваться со стремительной скоростью. Хотя если задуматься, то вопрос о размытии гендерных границ стоял еще 50 лет назад. И одним из первых, кто на него «ответил», был Дэвид Боуи. Его эксперименты, начавшиеся в 70-х, задали вектор сегодняшней моде, акцентируя наше внимание скорее не на форме, а на изменчивости. Кстати, в начале 2000-х он был признан самым стильным британцем в истории, по версии BBC.


Музыкальные эксперименты

«Я хотел доказать поражающую силу музыки»

Но не стоит забывать, что помимо эпатажного шоумена Боуи был гениальным музыкантом. Он попробовал себя в десятках жанров: от готического рока и панк-рока до бритпопа и даже соула. Музыка была делом его жизни, ради которого он менял фамилию (настоящая фамилия Дэвида – Джонсон, но ему пришлось сменить ее, чтобы его не путали с другим исполнителем), стиль и даже место жительства. Альбом Hunky Dory, вышедший в 1971 году, полностью перевернул представления поколения 70-х о рок-музыке. 

Ближе к концу этого десятилетия он переезжает в Берлин, где начинает работу сразу над тремя альбомами: Low, Heroes и Lodger. Впоследствии первый из перечисленных студийников критики назовут самым большим экспериментом в карьере Боуи. Он умело сочетал электронную музыку и авангардную поэзию, создавая что-то абсолютно новое.