Каждый из нас по-разному реагирует на критику. Кто-то спокойно выслушивает ее, воспринимая как совет, заботу, и видит в этом исключительно положительную окраску. Для другого же критика становится ударом по самооценке, причиной переживаний и долгих рассуждений о смысле жизни.
Однако критика бывает разной, и далеко не каждая реплика, сказанная в твой адрес, заслуживает такого внимания.
В этом материале мы с помощью психолога Наташи Дорогой рассмотрели виды критики, выяснили, как стоит на нее реагировать и стоит ли реагировать вообще.
Наташа Дорогая, психолог
Виды критики
Конструктивная критика. Этот тип критики нацелен на то, чтобы показать тебе слабые места, усилить твои позиции и человеческие качества. Обычно конструктивная критика воспринимается спокойно, ибо больше похожа на совет, заботу. С такой критикой не стоит бороться, ее нужно принимать, ценить и благодарить за нее всем сердцем.
Деструктивная критика. Причиной такого рода критики являешься не ты, а то, с чем критикующий не смог справиться ДО твоего прихода. Вступать в доказательную полемику с этим человеком не стоит, убедить его в своей правоте не получится, а время и силы будут потрачены зря. Нужно научиться воспринимать ее как словесный эмоциональный поток, который не касается лично тебя. А самая правильная стратегия – остаться при своем мнении и попробовать перенести разговор в другое русло.
Критика как стиль общения. Эта здоровая критичность присуща ученым, экспериментаторам, исследователям. Они сами по себе циники и всегда склонны подвергать сомнению все и вся. На этом строится доказательная наука. Такой тип критики берет свое начало из любознательности. Но у такой критики есть и вторая сторона. Ее часто используют люди, которые просто хотят повысить свою самооценку за счет критикуемого. И тут дело не в экспертности, а в страхе и неуверенности в себе. Если и пытаться бороться с таким критиком, то лишь объясняя, что тебе не подходит такой стиль общения.
Критика в ответ на твою внутреннюю потребность. Пользоваться этим типом критики нужно без перехода на личности и без слива на эмоции. Ты как будто тестируешь гипотезу, набираешь доказательную базу или работаешь с возражениями. Такая внутренняя потребность часто возникает, когда чувствуешь, что идея сырая и нужно ее детализировать, собрать. Это тоже не про борьбу, ведь ты сам проявил инициативу. Если мнение собеседника тебе не понравилось, поблагодари его за обратную связь, но не начинай спор.
Неконтролируемая критика. Этот тип критики часто используют люди с внутренней неудовлетворенностью жизнью, повышенной обидчивостью и просто сложным характером. Особенно это проявляется, когда по служебному положению они наделены властью и четкими инструкциями относительно правил поведения. Как с ними бороться? Максимально четко и спокойно решать свой вопрос в рамках их инструкций. Не принимать сказанное близко к сердцу, помнить, что это просто такие люди, и благодарить за оказанную помощь.
Как справиться с критикой?
Главное, чем ты реально можешь себе помочь в общении с людьми, которые тебя критикуют, – остаться в стабильном эмоциональном состоянии и не уйти в глубокую обиду. Не вся критика разрушающая и неприятная, есть вполне полезная и продуктивная. Тем не менее люди часто воспринимают ее с обидой. Чтобы не разрушать себя, воспользуйся следующими рекомендациями:
— определи тип критики, четко отделяй негативную от позитивной;
— при появлении внутреннего импульса к зарождению обиды зафиксируй состояние «я обижаюсь». Эмоциональная реакция абсолютно нормальна;
— разреши себе это состояние, побудь в нем несколько секунд;
— сделай глубокий вдох и выдох и вспомни, что твоя главная цель – решить вопрос, а не прожить состояние обиды.