Логотип Peopletalk

Если каждый скинется по рублю: как работает краудфандинг в России и кто собирает благодаря ему миллионы

Главное изображение статьи
Реклама

В далеком 1997 году рок-группа Marillion создала страницу в Интернете и попросила у своих фанатов помощи – собрать деньги на американское турне. Поклонники быстро откликнулись и пожертвовали музыкантам 60 тысяч долларов. Это был первый краудфандинг-проект на просторах Сети.

Прошло 25 лет, а музыканты по-прежнему бросают клич своим поклонникам на крауд-платформах. В 2022 году американская кавер-группа Pentatonix собирает на альбом с помощью иностранной крауд-платформы Patreon, а российская группа «Алиса» просит помочь верных слушателей на российском аналоге – Planeta.ru.

Все они используют платформы краудфандинга – то есть сайты, где люди добровольно помогают музыканту, предпринимателю, блогеру – да кому угодно – воплотить его мечты в жизнь.

Не стоит путать краудфандинг с благотворительностью или сбором пожертвований. Делая публикацию на определенной площадке, человек ставит цель и указывает четкую сумму, которую ему важно получить на тот или иной проект. В случае если деньги не собираются за нужный период, все вложения возвращаются обратно спонсорам.


Правила пользования краудфандингом

Обычно на крауд-платформах регистрируются люди, которым необходима финансовая помощь для воплощения их грандиозных проектов. Автор, или фаундер, оставляет подробное описание своей задумки и указывает денежную сумму. А дальше ждет помощи инвесторов (бэкеров). Те, помогая людям, могут рассчитывать на получение выгоды либо вкладываются безвозмездно. Все зависит от проекта и платформы, где он размещен.

Далеко не все проекты могут попасть на площадку по сбору средств. Краудфандинг предполагает финансирование общественно значимых проектов разных категорий: от творчества до науки, от бизнеса до благотворительности.

«Люди не могут собирать деньги на личные цели – покупку нового телефона или оплату свадебного банкета. Нельзя также публиковать проекты, противоречащие законам РФ, связанные с религиозными или политическими акциями» – рассказывает Федор Мурачковский, генеральный директор и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru.

В 2019 году в России был принят закон о краудфандинге (259-ФЗ), его цель – урегулировать отношения участников процесса финансирования, то есть тех, кто собирает на свой проект, тех, кто платит, и самой площадки, помогающей людям.

Также краудфандингом запрещено заниматься бизнесменам после банкротства и тем, кто имеет судимость.


С чего все началось

В России краудфандинг существует с 2007 года. Первую площадку, Kroogi, основал Мирослав Сарбаев, физик по образованию, который впоследствии уехал в США. Свой проект он создал, опираясь на принцип «плати сколько хочешь». На сайте размещались авторские произведения – музыкальные альбомы, книги, видео, а пользователь жертвовал любую сумму творческим людям.

С 2007 по 2018 годы Kroogi активно пользовались музыканты: группы «Аквариум», «Маша и Медведи», «Смысловые галлюцинации». Все собранные деньги авторы тратили на свои будущие проекты.

По иному принципу стала действовать другая платформа – Planeta.ru. Она появилась в 2012 году и стала работать по правилу: сначала деньги, а затем проекты.

На старте далеко не все понимали, как и от кого можно получить деньги на этом сайте. Чтобы пробудить интерес со стороны обычных людей, в начале своей деятельности Planeta.ru пыталась привлечь внимание с помощью звезд. Так, первым краудфандинговым проектом стал сбор средств на новый альбом для группы «Би-2». Тогда рокерам удалось получить более 1,2 млн рублей.

Музыка и сейчас в топе на платформе: в 2021 году группа «ДДТ», сославшись на пандемийный кризис, попросила своих поклонников помочь с записью нового альбома. Поддержка была невероятной: всего за сутки проект собрал больше 6 млн рублей, что стало рекордом по суточной норме, а к концу кампании, которая длилась до 12 января 2022 года, «ДДТ» поддержали суммой больше 25 млн.

«В кампании поучаствовал 8291 человек, и отдельным удовольствием было читать комментарии – поклонники благодарили за возможность помочь любимой группе, вспоминали яркие фанатские истории и писали, как песни «ДДТ» повлияли на их жизнь. Все потому, что краудфандинг – не только деньги, это в первую очередь люди. А для музыкантов – отличный способ, минуя лейблы, взаимодействовать со своей аудиторией напрямую и собирать предзаказы», – делится итогами Федор Мурачковский.

В спину «ДДТ» дышит Константин Кинчев, который собрал 23 млн рублей на сольный альбом. В это же время группа «Алиса», где Кинчев является бессменным лидером, открыла проект для поклонников – в планах записать новый альбом. Цель – 20 млн рублей, и она уже достигнута, хотя сбор открыт до 1 сентября 2022 года.


Принципы действия платформ

Абсолютно все участники краудфандинга проходят модерацию: менеджер знакомится с идеей автора, проверяет его документы, социальные сети, публикации в СМИ о нем.

«С каждым автором мы заключаем договор, где прописываем взаимные обязательства. На этапе перевода средств (если удалось достичь заявленной финансовой цели) бухгалтер дополнительно проверяет все реквизиты. Если не удалось достичь заявленной цели, все собранные средства мы возвращаем в полном объеме на личные кошельки спонсоров, они могут вывести их на карту или потратить на поддержку кого-то другого», – объясняет Федор Мурачковский.

При этом сооснователь Planeta.ru добавляет: мало просто запустить проект на крауд-платформе, нужно еще дополнительно привлекать к нему внимание, понять, кто твоя целевая аудитория, через какие каналы связи ты можешь к ней обратиться.

Хотя, безусловно, сама платформа тоже помогает: ведь она заинтересована в успехе своего автора. И поэтому у Федора Мурачковского есть еще один совет тем, кто хочет открыть сбор на крауд-площадке: подробно заполняйте всю информацию на своей странице. Первое, на что обращают внимание спонсоры, попадая на странички кампаний, – это так называемая шапка проектов, куда входят название, краткое описание, финансовая цель, счетчик (сколько уже собрано) и число участников.

Какая выгода от всего этого процесса для самой платформы?

Большиство крауд-платформ во всем мире работают по принципу «всё или ничего»: перечисляют автору средства, если собрано 100% и больше. У Planeta.ru более лояльная модель, учитывающая российские реалии.

«Мы можем считать успешным проект, который собрал от 50%, если автор гарантирует реализацию обязательств. У нас есть комиссия, которую мы берем только с успешных проектов: если собрано от 50 до 99%, то комиссия платформы и платежных систем составит 15%, если собрано 100%, то больше 10%» – рассказывает Федор Мурачковский.

Кроме этого, у Planeta.ru есть дополнительные сервисы для заработка помимо крауд-платформы: интернет-магазин товаров, служба доставки и мерч.


Кризис – не помеха

Краудфандинг в России молод. При этом на веку крауд-платформ уже несколько кризисов – 2014, 2020 и 2022 годов. Каждый раз сценарий одинаковый: сначала у спонсоров шок, потом принятие ситуации, а затем сильное желание помочь.

«В марте мы запустили на 30 % меньше проектов, чем обычно, и это было закономерно: авторы не понимали, есть ли кому-то сейчас дело до их проектов (и, кстати, в этом смысле правильно поступили авторы, которые напрямую обращались к своей аудитории и спрашивали, готовы ли люди сейчас кого-то поддерживать). Тем не менее в марте мы запустили 143 проекта и собрали 10 млн рублей – эти цифры меньше привычных значений, но красноречиво говорят, что «Планета» не остановилась. В апреле спонсоры поддержали уже 214 проектов и собрали 16 млн рублей, то есть сфера восстанавливается», – резюмирует Федор Мурачковский.

То, что люди поддерживают друг друга, заметно и в блогосфере. После того как в марте 2022 года YouTube приостановил монетизацию в России, а зарубежные платформы вроде Patreon запретили вывод денег на российские карты, многие блогеры перешли на площадку Boosty (сейчас проект принадлежит ВКонтакте). Эта крауд-платформа была запущена в 2019 году командой Donation Alerts. Boosty создавали как сайт для творческих людей, которые не ведут стримы, но при этом хотят зарабатывать деньги.

«Очень сложно говорить об абсолютных лидерах, так как ситуация постоянно меняется. К нам пришли представители разных творческих направлений, и для каждого из них лидеры свои. К тому же у популярного YouTube-блогера подписчиков может быть меньше, чем у художника-аниматора или разработчика, по большому количеству причин. И все же есть авторы, которых мы можем выделить как интересных представителей площадки. Это Максим Ильяхов – создатель настольной книги всех пиарщиков и журналистов, Илья Варламов, Стас Давыдов и проект «This is хорошо», блогер и стример Olyashaa», – делятся рекордами в пресс-службе Boosty.

Кого можно найти на Boosty? Сценаристов, преподавателей по иностранному языку, художников, создателей фанфиков про группу BTS (да, и такие есть!), косплейщиков, дизайнеров. Принцип работы платформы простой: креатор выкладывает на своей странице разный контент для платных подписчиков, цена за подписку может быть разной, хоть 100 рублей, хоть 1000 – чем больше у человека подписчиков, тем больше он зарабатывает. Какими будут цена и контент – решает создатель. В свою очерель платформа берет комиссию с каждого автора в размере 10 % – от этого и образуется прибыль.

Востребованные авторы платформы Boosty о своем опыте:

Olyashaa, стример, 3715 подписчиков

Я использую Boosty с 2019 года. На свою страницу я выкладываю фотографии с косплеем разных персонажей. Это мое хобби, которое поддерживают подписчики. Я также публикую озвучку книг, фанфиков.

Сейчас я веду две платформы – в том числе OnlyFans, куда дублирую контент для зарубежных подписчиков. Но все равно большая часть моей аудитории из России, поэтому упор делаю на Boosty.

Часть денег, которые я получаю, идет на развитие контента: оплату костюмов для косплея, линз, париков – ведь люди подписываются, чтобы видеть меня в разных образах. Еще часть идет на улучшение качества картинки: я недавно приобрела камеру, объектив, и это вывело мои фото на какой-то совершенно другой уровень.

Иосиф Уманский, создатель студии озвучки «ДжоШизо», 2838 подписчиков

На данный момент в нашей команде работают шесть переводчиков, редактор текста (корректор), монтажер, ассистент монтажера и шесть регулярных актеров озвучки. Я совмещаю некоторые должности, а именно озвучиваю и координирую процесс в целом.

Мы производим очень много контента и на высоком уровне: перерисовываем надписи в роликах, не имея исходников, и делаем полноценную многоголосую озвучку подкаста длительностью 2–2,5 часа на еженедельной основе. Это очень трудно и весьма затратно. У нас очень хорошая поддержка на Boosty, и на данный момент 90 % бюджета оттуда идет на оплату труда моих работников, что очень важно – ведь все мои сотрудники из разных городов и стран.

Александр Бебрис, создатель курса «Английский по плейлистам», 2211 подписчиков

Мы завели профиль на Boosty в марте 2022 года, после того как YouTube отключил русским блогерам монетизацию. У нас большой канал на YouTube, 1,43 млн подписчиков, десятки тысяч положительных отзывов от людей, изучающих английский язык. Чтобы продолжать в том же духе, нам необходима поддержка.

На Boosty мы выкладываем то, что полезно людям, изучающим английский язык: видео, а также рабочие тетради, по которым ученики могут тренироваться. Кроме того, дополнительно мы записываем аудио с носителями языка, диктор – носитель английского языка – довольно дорогостоящая история.


Сколько зарабатывают на крауд-платформах

Представители пресс-службы Boosty рассказывают, что за март сервис вырос более чем в четыре раза. Новые пользователи перешли с площадок, которые отключили монетизацию для людей из России. Это не только YouTube, но и Twitch, Patreon и даже TikTok.

«Сейчас у нас, пожалуй, наибольший выбор возможных платежных методов, чем у кого-либо. Пользователям Boosty доступны следующие методы оплаты и вывода средств: банковские карты RUB, USD и EUR (для нерезидентов РФ), QIWI, ЮMoney, VKPay, PayPal (для нерезидентов РФ). Это значит, что креаторы из России могут по-прежнему получать поддержку от зарубежных подписчиков. Наибольшей популярностью эта возможность пользуется среди художников, аниматоров и создателей комиксов», – делятся в пресс-службе Boosty.

Конечно, так же, как в случае с крауд-платформой Planeta.ru, приходить на Boosty, не имея за спиной большой аудитории, нет смысла. Нужно приводить на эту площадку тех людей, которые могут жертвовать деньги для своих любимых креаторов и подписаться на них на постоянной основе, каждый месяц отдавая определенную сумму.

Цифры отличаются: крупный автор может заработать на регулярных донатах за месяц 1,5–3 млн рублей, средний – 200–500 тысяч, начинающий – 50–100 тысяч рублей. Кажется, это весьма неплохая альтернатива закрытым зарубежным социальным сетям.

Реклама
Рекомендуем