В последнее время голливудские селебрити обрушили настоящий шквал судебных исков, обвиняя в плагиате текстов, музыки и даже аранжировки других исполнителей, композиторов, магазины, рестораны и даже политические партии. Нередко и сами они оказываются на стороне ответчиков.
Конфиденциально уладить удается только единичные разбирательства, большинство же доходит до суда.
В самых громких судебных скандалах по авторству разбираемся с колумнистом PEOPLETALK – членом Адвокатской палаты города Москвы и экспертом по международному и коммерческому праву Артемом Дымским.
Артем Дымской (Фото: личный архив автора)
Джонни Депп и Джефф Бек против Брюса Джексона
В конце октября этого года голливудский музыкант и актер Джонни Депп вместе с британским гитаристом Джеффом Беком подали совместный иск против Брюса Джексона, американского фольклориста и университетского профессора из Буффало. Но изначальным поводом для разбирательства стало обращение в суд самого профессора, который обвинил музыкальный дуэт в плагиате в своей песне Sad Motherfuckin’Parade строчки из старого стихотворения Hobo Ben. «Джексон не является автором этого произведения и доказать неоригинальность творческого произведения Деппа и Бека ему не удалось. И теперь он сам стал ответчиком по иску о возмещении убытков по оплате услуг адвокатов. Эффект бумеранга – подавая в суд по авторскому праву, надо сто раз все взвесить, проконсультироваться с опытным адвокатом, оценить шансы на победу. Иначе можно получить обратную повестку. Посмотрим, чем закончится этот суд», – комментирует независимый адвокат Дымской.
Шон Холл и Натан Батлер против Тейлор Свифт
Много лет длилось судебное разбирательство по делу американской исполнительницы Тейлор Свифт, которую Холл и Батлер обвинили в нарушении их авторских прав. В 2014 году певица выпустила хит Shake It Off, который, по мнению музыкантов, идентичен песне Playas Gon’ Play, исполненной группой 3LW в 2000 году. Иск был отклонен, так как спустя пять лет стороны пришли к мировому соглашению.
Эминем против политической партии Новой Зеландии
Осенью 2017 года американский рэпер, композитор и музыкальный продюсер Эминем выиграл суд против правящей партии Новой Зеландии о нарушении авторского права. В 2014 году в своей предвыборной агитационной кампании Национальная партия страны без согласия автора использовала песню, идентичную композиции певца Lose Youself. Этот трек стал саундтреком к фильму «Восьмая миля» и, по версии популярного журнала Rolling Stone, входит в список 500 величайших композиций. Спустя несколько лет музыкант решил защитить свое авторское право и подал иск. Суд удовлетворил его, признав обвинения обоснованными, и обязал чиновников возместить музыканту убытки в размере $415 тыс.
Адвокат Артем Дымской: «Суд по нарушению авторских прав – щекотливый процесс. В каждом из них эксперты-музыковеды пытаются сравнить степень совпадения музыки и установить, является ли ритм трека оригинальным авторским произведением. В некоторых случаях сделать это достаточно сложно, так как нотный ряд ограничен и иногда музыка может казаться одинаковой. В современном музыкальном мире известное крылатое выражение «Все новое – это хорошо забытое старое» весьма актуально. Хорошо, когда стороны приходят к мировому соглашению. Но, когда дело доходит до суда, адвокатам приходится проявлять максимум мастерства и опыта, чтобы доказать факт нарушения авторского права».
Артем Дымской (Фото: личный архив автора)
Закончить обзор хотим одним из самых долгих и нашумевших судебных музыкальных разбирательств – в 2015 году наследники американского певца, автора песен, аранжировщика и музыканта-инструменталиста, стоявшего у истоков современного музыкального стиля ритм-энд-блюз, Марвина Гэя подали в суд на артистов Фаррелла Уильямса и Робина Тика. Согласно иску, музыка их композиции Blurred Lines совпадает с выпущенным Марвином в середине 70-х годов известным синглом «Gotta Give Up», за что наследники потребовали $7,3 млн.
В ходе трехлетнего слушания адвокат потомков Гэя смог доказать, что у двух песен множество абсолютно идентичных моментов, включая сходство в оркестровке, шумовых эффектах и совпадении мелодии из десяти нот. Факт плагиата интеллектуальной собственности был доказан, и суд обязал виновных выплатить потерпевшей стороне $5,3 млн, а также половину дохода от продаж Blurred Lines. Поданную апелляцию музыканты тоже проиграли. Выплата по данному иску стала самой большой суммой, назначенной за нарушение авторских прав в музыке.