Последний сезон подростковой драмы «Эйфория» стал не только проводником в мир трендов макияжа, маникюра и причесок, но и затронул важные социальные темы, которые уже давно витали в воздухе, но еще не были озвучены. Показательной стала история Кэт Эрнандес (в исполнении Барби Феррейры) – девочки-подростка, которая проходит путь от неуверенности до самопринятия, но, как выясняется позже, продолжает страдать от отвращения к себе. «Проблема с ненавистью к себе заключается в том, что в какой-то момент весь мир помешался на культе самопомощи», – говорит закадровый голос в эпизоде сериала. В комнате Кэт появляются воображаемые инфлюенсеры, которые то и дело повторяют, что гордятся ее уверенностью в себе. На что героиня отвечает: «Уверенность, которую я изображала, была ненастоящей». После этих слов модели сходят с ума, продолжая скандировать популярные «вдохновляющие» фразы о самопринятии.
Дело в том, что чувство неуверенности стало немодным в нашем мире. А уверенность, наоборот, приобрела облик волшебной таблетки, универсального решения всех проблем, начиная от поиска партнера и заканчивая карьерным успехом. Началось это в середине 2010-х годов, когда получило популярность бодипозитивное движение. Первоначально оно было частью активистского движения 60-х годов – против капитализма и диетической индустрии. Но со временем бодипозитивом стали называть все, что касается тела и его принятия, и использовать модное слово в контексте любви к себе. Говорить о важности «дружбы» со своим телом начали звезды, блогеры и инфлюенсеры. Но о том, что прийти к этому не так-то просто и быстро, мало кто упоминал. Поэтому многие, как Кэт из «Эйфории», поняли уверенность в себе как внешнее проявление – через поведение, одежду, макияж и речь. Но внутренние проблемы никуда не ушли, их лишь отложили на полку.
Разберемся, когда уверенность в себе стала залогом успеха, как эту позицию укрепили соцсети и какую роль в процессе самопринятия играют отношения со своим телом.
Внешняя уверенность в себе обманчива
Пример уверенных в себе голливудских звезд часто может спровоцировать у нас комплексы – почему она любит себя, несмотря на все недостатки, а я нет? Но рано или поздно мы видим реальную картину. Так было, например, с певицей Лиззо, которую многие критикуют за нездоровое тело. После многих лет пропаганды бодипозитива она начала принимать участие в программе похудения методом «очищения соком», чем расстроила своих поклонников. А в интервью Барби Феррейра, сыгравшая Кэт в «Эйфории», рассказала, что вышеупомянутая сцена была для нее личной: «Я не хочу, чтобы все просто сосредотачивались на том факте, что я уверена в себе, потому что это не так». Оба примера, во-первых, еще раз доказывают, что фотографии в соцсетях не отражают реальную жизнь. А во-вторых, наталкивают на вопрос: почему мы стали отождествлять внешность с уверенностью в себе?
Андрей Зберовский, психолог, доктор культурологии, писатель
«На протяжении десятилетий позволить себе хорошо выглядеть могли только обеспеченные люди, поэтому подсознательно у нас сложилась причинно-следственная связь – если человек хорошо выглядит, скорее всего, он успешен. А дальше возникла обратная цепочка – если я буду вкладываться во внешность, состоятельные люди примут меня в свой круг и я стану таким же. Осознание взаимообратной закономерности привело к тому, что в XXI веке мы воспринимаем внешность как инвестицию. И если раньше уверенность в себе опиралась на события в прошлом, сейчас она начала сводиться к внешним качествам. А соцсети, в которых есть только картинки, это окончательно закрепили».
О том, что влияние соцсетей и общественное давление опасно для здорового отношения к себе, говорит и кандидат психологических наук, заведующий лабораторией психосоматической медицины научно-образовательного Российско-китайского центра системной патологии, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, гипнолог, EMDR-терапевт и член Европейской ассоциации психосоматической медицины Алена Золотарева:
Алена Золотарева
«Зарубежные исследователи показали, что социальные сети и СМИ снижают самопринятие человека, а это нередко приводит к тревожным и депрессивным симптомам. В основе этих связей лежит механизм сравнения. Как мы можем понять, достаточно ли мы красивы или стройны? Все верно, нам нужно сравнить себя с другими и понять, где мы находимся на шкале красоты или стройности, близко или далеко от своих идеалов».
Отношение к телу – важная часть самопринятия
Может возникнуть вопрос: почему мы говорим о процессе принятия себя только в контексте любви к своему телу? Дело в том, что отношение к телу – это важная часть отношения к себе, без которой невозможно самопринятие в целом. «Это старый добрый принцип единства души и тела, на котором основана современная психосоматическая медицина», – говорит Алена Золотарева. Ее дополняет Андрей Зберовский:
«Наше мышление очень завязано на ассоциациях и с ними же связано принятие себя через внешность. С самого детства нам навязываются шаблоны. Например, волевой подбородок – признак мужественности, светлые волосы – признак сексуальности. Именно они формируют неправильное отношение к себе, исключительно через внешние проявления. Поэтому каждому человеку важно: первое – понять, какие шаблоны у него есть, и второе – стараться не поддаваться на их давление».
«Звучит понятно», – подумали блогеры и авторы тренингов и на волне популярности бодипозитива стали предлагать быстрые решения в виде марафонов и тренингов. Правда, курсы вроде «Полюби себя за 15 дней» с заявленными обещаниями не оправдали себя.
Почему «быстрые» советы не работают в процессе самопринятия?
«Быстрые» советы – это не всегда плохо. Они могут помочь в решении конкретных задач: к примеру, техника правильного дыхания при панических атаках. Но быстрый результат подходит не для всех вопросов.
Во-первых, такие советы заставляют нас верить в силу «волшебной таблетки», которая поможет всем и каждому. Но причины, лежащие в основе любых внутренних проблем, складываются из нескольких факторов. И у каждого человека они свои. «Причины, по которым мы не можем принять или полюбить себя, не лежат на поверхности. Любые серьезные изменения требуют нашего труда и усилий. Даже обращаясь к психотерапевту, некоторые клиенты ждут от него магии и сильно разочаровываются, когда узнают, что работать в терапии придется им самим. Психотерапевт – лишь проводник человека на пути к принятию себя и других, он помогает найти не быстрые, а уникальные рецепты для конкретного клиента», – говорит Алена Золотарева.
Во-вторых, для того, чтобы мыслить по-новому, сперва нужно разрушить старые установки и модели мышления. «Есть такая пословица: «Привычка – вторая натура». Для автоматизации любого действия, в том числе поведенческого, требуется несколько месяцев. В среднем для формирования новой привычки достаточно порядка двух-трех месяцев. Поэтому за короткий курс в несколько недель наш мозг просто не успевает освоить нужный навык или модель мышления».
Как понять, что я на верном пути к принятию себя?
Еще раз – внешний образ или поведение не всегда отражают реальность, а все психологические изменения субъективны и их невозможно увидеть. Поэтому человек только сам может определить степень собственного психологического комфорта. Как это сделать?
Алена Золотарева предлагает использовать визуальную аналоговую шкалу – линейку с делениями от 0 до 10. Обычно такую использует невролог для определения степени боли, которую испытывает пациент. Но в последние годы она все чаще встречается в психотерапии для определения прогресса клиента. «Оцените по шкале от 0 до 10, насколько, по вашему мнению, вы принимаете самого себя, а затем оцените по этой же шкале, насколько вы хотели бы себя принимать. Здесь нет никаких норм, но если ваша позиция на шкале самопринятия высока и близка к желаемой, то, скорее всего, вы на верном пути».