Эволюция бьюти-бизнеса: как трансформируются парикмахерские Москвы и что делать, чтобы оставаться лучшими?
За последние двадцать лет салонный бизнес в России претерпел большие изменения. В начале 90-х мы переняли западную тенденцию. Тогда самыми востребованными пространствами были многофункциональные – в них можно было сделать все и сразу – стрижку, маникюр, макияж и укладку. В таком виде салоны просуществовали достаточно долго, но в конце нулевых – начале десятых снова повеял ветер перемен и принес с собой тренд на моностудии. Теперь салоны стали сужать свой диапазон услуг до конкретных. Например, парикмахерских.
Пожалуй, самая известная парикмахерская прямо сейчас – это «КУЛЬТУРА». Первая локация открылась в 2019 году в Москве на Белорусской. Сегодня это три парикмахерских в Москве и две в Нижнем Новгороде. График работы у многих мастеров расписан на месяц и два вперед – об этом мы знаем не понаслышке. В стенах парикмахерской «Культура» стригутся основательница 2mood Полина Подплетенная, соосновательница коммуникационного агентства SETTERS Саша Жаркова, модель и инфлюенсер Саша Маркина. А некоторые клиенты специально прилетают из Европы, чтобы освежить свой блонд.
Мы поговорили с тремя основателями проекта – Алексеем Гончаровым, Дмитрием Цоем и Денисом Борисовым – о том, почему моностудии сейчас популярны, какие форматы салонов уходят в прошлое и как создать внутри команды атмосферу, в которой приятно работать.
Как выглядел парикмахерский бизнес, когда вы открывали свое первое пространство?
Дмитрий Цой: Когда мы открывали «КУЛЬТУРУ», уже были интересные и модные парикмахерские проекты с альтернативным взглядом на индустрию. Я сам работал в Chop-Chop, Birdie. Было кем вдохновляться и чьи идеи развивать. Конкретно нам хотелось запустить монопроект с четкой специализацией, поэтому мы назвали себя парикмахерской. Сейчас, спустя несколько лет, стало гораздо больше проектов с идеей и философией, поэтому и конкуренция выше.
Алексей Гончаров: Качество бьюти-услуг в России всегда было на высоком уровне. Просто горизонты всегда нужно двигать, вот мы и решили поиграть и подвигать.
Какие форматы салонов сейчас востребованны?
Алексей Гончаров: В начале 90-х к нам пришла западная концепция салонов красоты и spa-салонов. Так называемые салоны существовали до тех пор, пока, опять же, с Запада не пришла новая мода на моносалоны. На маникюр мы теперь идем в ближайший салон маникюра, на брови – в любимый броу-бар, на стрижку бороды – в барбершоп. А связано это с тем, что люди стали требовательнее. В одном месте сложно собрать крутого мастера по ногтям, колориста и косметолога. Поэтому, несмотря на утилитарность идеи салона – пришел на полдня и в одном месте посетил всех нужных специалистов. Клиенты начали ставить на первое место качество услуги.
Какие форматы салонов, на ваш взгляд, уходят в прошлое?
Алексей Гончаров: Все вышеперечисленное и уходит в прошлое. Все эти винегреты из специалистов всех областей на 100 квадратных метрах. На мой взгляд, практически невозможно собрать в одном проекте суперпрофессионалов из разных сфер, постоянно их обучать и развивать. Долбить надо в одну точку – и вот тут-то точно будет результат и успех.
Дмитрий Цой: Салоны, где отсутствуют коммуникация и диалог между командой и руководством. Парикмахеры сами по себе бизнес-единица, и только на взаимовыгодных партнерских отношениях получится сотрудничество.
Сейчас салоны в Москве можно условно поделить на хипстерские, fancy места и студии, ориентированный на средний ценовой диапазон. На какие категории вы могли бы разделить парикмахерские?
Алексей Гончаров: Безусловно, сюда стоит добавить барбершопы. Уже кажется, что мы с ними жили всегда, а всего-то чуть больше 10 лет на самом деле. Старая гвардия дорогущих салонов тоже никуда особо не исчезала. Хотя кажется, что их стало чуть меньше. А вообще, все эти разделения очень условны.
Дмитрий Цой: Я разделил бы на две: классные проекты и все остальные.
Сейчас появляется все больше бьюти-коворкингов, поэтому многие мастера не хотят работать в салонах. Как удержать у себя мастера?
Алексей Гончаров: Каждый выбирает сам, где ему комфортно и «вкусно» работать. Удержать никого не удастся, если человек принял решение. А основной, лично мой, принцип в работе – это любовь! К своему делу, своим коллегам, месту, где трудишься, к своим клиентам. Все как в любом деле. Только любовь может зажечь и двигать. Только с любовью можно достигнуть максимального КПД. А если без любви, то какой тогда смысл?
Дмитрий Цой: Для меня, главное – это партнерство. Насильно вы никого не удержите. Вам должно быть взаимно интересно работать друг с другом. Умейте расходиться и не бойтесь взращивать новых звезд.
Денис Борисов: Первая причина, почему некоторые мастера выбирают бьюти-коворкинг, – больший заработок. Вторая – мастер думает, что он будет свободнее, делать что хочет, выходить, когда хочет, и работать, сколько он хочет. Это иллюзия. Если у мастера плотная запись, он в любом случае будет работать с утра и до вечера, принимая клиентов. А если запись в салоне у мастера была не очень плотная, есть риск, что в коворкинге он потеряет в количестве клиентов еще больше.
Вообще, если мастер уходит из салона, это еще не означает, что клиент пойдет за ним.
Во-первых, не каждый клиент пойдет в коворкинг. Обычно это место не подразумевает под собой сервис и зачастую даже элементарную чистоту. Любой коворкинг стремится к минимизации своих расходов, поскольку это арендная история. Кроме того, здесь мастер не получит развития, обучения, пиара, маркетинга, сервиса для клиента и многого другого.
Во-вторых, не все мастера готовы к самостоятельной деятельности: открывать ИП, вести свою запись самостоятельно, вкладывать в свое обучение и развитие, приглашать к себе инфлюенсеров, искать, где купить продукты в работу, ведь хорошие профессиональные бренды не работают с частными парикмахерами и им приходится «доставать продукт».
В-третьих, мастерам важен социум, коллектив. Человеку нужен человек, как ни крути. Мастера вдохновляют друг друга на рост, но это происходит абсолютно органически и с поддержкой.
Каким вы видите будущее бьюти-индустрии?
Денис Борисов: В роботах, конечно! Для записи клиентов будут использованы big data и голосовые помощники. Уверен, что система Da Vinci (прим. ред. – робот-ассистированная хирургическая система) из хирургии придет в рабочие системы косметологии. А вот относительно парикмахерства пока не уверен. Были попытки у японских производителей, но дальше роботов для мытья головы они не продвинулись.
Окрашивание и стрижка – это про эмоциональный интеллект мастера, а он пока недоступен роботам.