Бумеры, иксеры, миллениалы, зумеры, поколение Альфа. Эти слова уже прочно вошли в нашу жизнь. А началось все с того, что предприимчивые американцы Нейл Хоу и Уильям Штраус решили провести исследование, почему все-таки отцы и дети не понимают друг друга. Они пришли к выводу, что приблизительно каждые 20 лет поколение меняется, а вместе с ним и ценности. Все дело в том, что на их мышление повлияли разные исторические события. Собрали типичные фразы, которые помогут разобраться, кто есть кто.
Бумеры (рожденные 1946 – 1964)
Поколение Беби-Бумеров больше всего ценят стабильность. Им важен социальный статус и «белая зарплата». Им важно, чтобы партнер был из благополучной семьи и имел хорошее образование. Очень трудоспособны, поэтому среди них до сих пор много представителей, занимающих высокие должности. Любят поучать других. Обижаются, если кто-то скептически относится к их опыту или положению. Оценивают окружающих по возрасту и статусу в обществе, могут осадить, если к ним, по их мнению, обращаются непочтительно. В отличие от иксеров думают о долгосрочной перспективе, а не живут «здесь и сейчас», из-за чего упускают возможности. Консервативны и нередко авторитарны. Часто поддерживают отношения с друзьями детства и молодости. Плохо разбираются в технологиях. Доверяют информации авторитетов по телевидению. Любят отдых на природе или дома. Обожают анекдоты, часто цитируют советские фильмы и песни.
Словарь типичного бумера:
Вырастешь – поймешь
Старших нужно уважать
В твоем возрасте я…
Помоги с компьютером
Никакого уважения к традициям
Отупели со своими смартфонами
По телевизору сказали
Не надо мне «тыкать»
В мое время…
Никаких «но»
Иксеры (рожденные 1965 – 1980)
Иксеры – целеустремленные и самостоятельные. Рано заводят семью, как следствие, чаще берут ипотеку и разводятся. Много работают, поэтому отдыхают в шумной компании: либо за городом на шашлыках, либо на тусовке. Часто не следят за здоровьем, употребляют много алкоголя и сигарет. При этом увлекаются диетами. Как и бумеры, поколение X трепетно относятся к вопросам семьи и религии. Первые пользователи интернета. Сидят в «Одноклассниках» и LifeJournal. Первые начали придумывать интернет-сленг. Как и предыдущее поколение, иксеры – любители анекдотов и фраз из советских фильмов. Много смотрят телевизор, чуть реже – ищут информацию в интернете. Могут чувствовать, что мало добились в жизни.
Словарь типичного иксера:
Ты понятия не имеешь, что такое много работать
Тебе повезло, что у тебя есть работа
Я здесь главный, поэтому будешь делать то, что я сказал
Потому что я так сказал
Незаменимых людей не существует
Не думаю, что это хорошая идея
Мы всегда так делали
Это тебя не касается
Хватит ныть
Мне все равно на твое мнение
Это не моя / твоя работа
Превед, медвед – приветствие в интернете
Аффтар жжот – восхищение в интернете
Остынь, харэ – прекрати
Отпад – мое восхищение
Зырить – смотреть
Шухер – сигнал сматываться от погони
Баклан – тупица
Кореш, кент – приятель
Лавэ, капуста, зелень – деньги
Каюк – конец
Падик – подъезд
Цыпочка, чика, телка – привлекательная девушка
Миллениалы (рожденные 1981 – 1996)
В отличие от иксеров миллениалы более свободолюбивые. Однако зачастую старшие поколения считают их инфантильными. Поздно заводят семью. Часто не могут определиться с выбором профессии. Их главная ценность не трудоустройство, а саморазвитие, поэтому они ищут дело, которое будет приносить удовольствие. Активные пользователи соцсетей. Не приемлют давления и авторитетов. Ценят свободу слова и выбора. Толерантно относятся к другим расам, национальностям и другим меньшинствам. Любят путешествовать. От поколения X они унаследовали любовь к франшизам. Участники всевозможных фандомов от аниме до «Гарри Поттера». Коллекционеры кроссовок, маек I love NY и разных атрибутов из кино. Как и зумеры, любят мемы, считая анекдоты устаревшими.
Словарь типичного миллениала:
Ава – аватар в профиле
Инфлюэнсер – человек, который влияет общественное мнение
Свайпать – пролистывать профили в дейтинг-приложениях
Мурал – стрит-арт (иногда о граффити)
Зашквар – антимода
Флуд – бесполезный поток информации в соцсетях и мессенджерах
Лол – очень смешно
Агриться – сердиться
Рофлить – хохотать до колик в животе
Бинджвотчинг – привычка смотреть контент запоем
Окей, бумер – к любому зануде, который критикует тренды и живет предрассудками
Дед инсайд – буквально «мертв внутри» (геймеры и анимешники – о грустном человеке)
ИМХО – по моему скромному мнению (IMHO – in my humble opinion)
Скам – стыд
Какой-то сюр – странная ситуация
Рили – правда
Рандомный – случайный
Олды – старшее поколение
Топовый – самый лучший
Кринжовый – дикий и странный
Треш – отвратительный контент
Школота – школьники
Бот – ботаник, умник, выскочка
Войсы – голосовые сообщения
Скипнуть – пропустить
Донатить – присылать денежные вознаграждения по Сети
Буллить – издеваться над кем-то
Гуглить – искать информацию в интернете
Фейспалм – выражение стыда
Зумеры (рожденные 1997 – 2012)
В отличие от миллениалов они более оптимистичные и ранимые. За это джензеров (так иногда называют зумеров) старшие по возрасту называют «поколением снежинок». Они более осознанно подходят к здоровому образу жизни: почти не курят, вместо алкоголя пьют веганские коктейли, а также часто совсем не едят мяса. Кроме того, зумеры политически активны. Больше всего их волнуют вопросы гендерной идентичности, принятия своей сексуальности и экологии. При этом поколение Z остро реагирует на абьюз и шейминг. Лучше, чем предыдущие поколения, чувствуют фейк-новости. Фрилансеры. По сравнению с миллениалами активные контентмейкеры.
Словарь типичного зумера:
Краш / симп – романтический партнер
Душнила – зануда
Я ору – мне очень смешно
Хайп – шумиха
Вайб – атмосфера
Крипово – странно
Шеймить – критиковать
Олды – старшее поколение
Токсичный – приносящий страдания (о поведении или отношениях)
Меня бомбит – меня бесит
Жиза – жизненная ситуация
Паль – подделка (об одежде)
Юзать – использовать или употреблять
Чекать – проверять
Форсить – заставлять делать что-то
Гамать – играть
Флексить – выпендриваться
Шипперить – сводничать (обычно о воображаемых отношениях кумиров или персонажей)
На чиле / чилить – на отдыхе / расслабляться
Где пруфы? – Где доказательства?
Хейтер – человек, который критикует (обычно в соцсетях)
Треш – неприятная ситуация
Панчить – делиться остротами (в рэпе)
Сасный – сексуальный и крутой
Лойс – лайк в соцсетях
ЧСВ – чувство собственной важности
Чуги – люди, которые делают что-то немодное, например, сидят в Pinterest или пересматривают сериал «Офис» или «Девочки Гилмор».
Поколение альфа (рожденные 2013 – 2025)
Поколение Альфа пока не сформировало свой типичный сленг, однако его представители уже проявляют характерные черты. Как и зумеры, они родились с гаджетом в руках, поэтому они также с трудом воспринимают текстовую информацию и обладают клиповым мышлением. Отличаются многозадачностью, как следствие плохим вниманием. Им важна репрезентация и свобода выбора. Если зумеры не любят голосовые сообщения и разговоры по телефону, то новое поколение испытывает проблемы с реальным общением, в частности умением различать эмоции. Их рацион питания более здоровый, а получение информации более интенсивное. Из-за низкой концентрации внимания их обучение становится более персонифицированным. В интернете любят смотреть видео из повседневности, которые часто кажутся лишенными смысла: ребенок ест, человек нюхает цветы и прочее. Юмор также специфичен.