Ровно 13 лет назад, 11 февраля 2010 года, индустрия моды потеряла одного из самых талантливых дизайнеров современности. Гения, который не боялся бросить вызов всему миру. Революционера, который был уверен в своих идеях с самого начала. И наконец, хулигана, который просто всегда оставался собой. Его имя – Ли Александр Маккуин, а его творения навсегда вошли в историю.
Маккуина называли неординарным человеком с неординарным видением. То, что он делал, было на стыке саботажа и традиции. Дизайнеру часто говорили: «Это невозможно», на что он отвечал: «Нет, это не так». И делал. Еще в 90-х он сказал, что мечтает создать такой силуэт, чтобы даже после его смерти люди знали, что XXI век начался именно с него. Так и получилось.
Ли создавал сексуальные и провокационные силуэты, придумывал яркие и шокирующие показы и каждое свое шоу превращал в 15-минутное театральное представление, финал которого всегда был непредсказуем. Импровизированный дождь, пламя вокруг модели, голограмма Кейт Мосс. Все это лишь малая часть того, что в свое время осуществил Александр Маккуин. Сегодня, по случаю 13-летней годовщины со дня смерти гения, мы предлагаем окунуться в его сумасшедший мир и вспомнить шесть самых скандальных, провокационных и революционных моментов в его карьере.
«Джек-Потрошитель выслеживает своих жертв»
«Я вижу красоту во всем том, что большинству обычных людей кажется уродством»
Именно так называлась выпускная коллекция Александра Маккуина, которую он показал в 1992 году в стенах легендарного колледжа Central Saint Martin’s. Вдохновение начинающий дизайнер черпал в истории Джека-Потрошителя – главного серийного убийцы конца XIX века. Такая тема, кстати, было выбрана не случайно. Оказалось, изучая свое генеалогическое древо, Маккуин узнал, что его дальняя родственница владела гостиницей, в которой убийца совершил одно из преступлений.
Жертвами Джека-Потрошителя были проститутки, поэтому образы в коллекции Маккуина отсылали к их традиционному костюму. А вместо бирок вещи «украшали» пряди волос, запечатанные под пластик. И это еще один трибьют викторианской эпохе, а точнее, куртизанкам. В то время многие девушки легкого поведения отрезали свои волосы и продавали их, чтобы хоть как-то заработать.
Кстати, отсылки к историческим костюмам довольно часто прослеживаются в коллекциях Маккуина. И все благодаря опыту работы в театральной мастерской Bermans & Nathans, где он освоил шесть методов кроя по оригинальным лекалам XVI века.
Вшитые послания
То, что Александр Маккуин – хулиган и шутник, было известно еще в самом начале карьеры. И вот несколько фактов, которые это доказывают. За пару лет до учебы в Central Saint Martin’s и головокружительного успела Ли работал на итальянского дизайнера Роберто Жили, который потом поведал миру занимательную историю о том, как заставлял Маккуина по несколько раз переделывать шов на пиджаке. В результате Маккуин не выдержал и после третьей правки вшил в подкладку записку: «Да пошел ты, Роберто!»
Примерно то же самое случилось, когда дизайнер работал в ателье Savile Row и шил костюм для принца Чарльза. По легенде Маккуин написал маркером на внутренней подкладке пиджака фразу «I’m C***» (мягко говоря, «не очень хороший человек») и еще раз доказал всем, что его любимая форма самовыражения – провокация.
Highland Rape
«Шотландия для меня – это суровое, холодное и ожесточенное место. Ненавижу, когда люди романтизируют ее. В истории Шотландии нет ничего романтического»
Когда эксперты индустрии говорят, что по коллекциям Александра Маккуина можно изучать историю, они не преувеличивают. Выбранные референсы были настолько замысловатыми, что некоторым было сложно разобраться в них без сторонней помощи. Рассмотрим, к примеру, знаменитую коллекцию Highland Rape, которая вызвала шквал критики со стороны общественности. Дизайнера обвиняли в романтизации насилия и злоупотреблении сексуальным подтекстом, а еще называли женоненавистником. Но посыл был гораздо глубже. Через разорванные платья, спутанные волосы и бледные лица моделей он хотел показать Шотландию, изнасилованную Англией.
Вообще, тема насилия красной нитью проходит через все творчество дизайнера. А многие и вовсе считают, что Маккуин использовал моду как метафору, чтобы проанализировать, а после визуализировать собственные проблемы.
«Это г****»
Уверены, все догадались, что скрывается за четырьмя звездочками в заголовке. Именно этим емким словом Александр Маккуин описал свою дебютную коллекцию в Givenchy. Но на этом скандалы не закончились. Во время одного интервью журналист задал Маккуину вопрос о том, какую из граней таланта Юбера де Живанши он ценит больше всего, на что тот ответил: «Какого таланта?»
Untitled
Такое название получила еще одна культовая коллекция Александра Маккуина. Хотя изначально дизайнер остановился на провокационном The Golden Shower («Золотой дождь»). Правда, из-за того что показ частично финансировался American Express, название пришлось изменить. Но, к счастью, гости и так все поняли. Модели выходили на подиум под проливным дождем, который подсвечивался желтыми софитами. Бунтарь, не иначе!
Впереди планеты всей
В 1998 году Александр Маккуин обозначил новую эру моды, которая с тех пор идет бок о бок с технологиями. Речь, конечно, о культовом показе под загадочным названием «№ 13». Тогда на подиум в белом платье вышла бывшая балерина Шалом Харлоу, а два робота разбрызгали на нее краску. Получился невероятно красивый танец искусства и техники.
Но на этом Александр Маккуин решил не останавливаться и в 2009 году показал всему миру легендарную коллекцию Plato’s Atlantis. В прямом смысле. Alexander McQueen весна-лето 2010 стало первым шоу в истории моды, которое транслировали онлайн.
Интерес к происходящему подогрела и Леди Гага, объявившая у себя в Twitter, что на показе состоится премьера ее нового трека (Bad Romance). Желающих послушать релиз певицы было насколько много (а именно 6 миллионов человек), что сайт не выдержал нагрузки и упал.
Но и это не все. Помните, мы рассказывали, что за каждой коллекцией дизайнера стоит что-то масштабное? В этот раз Маккуин вдохновился древнегреческой легендой об Атлантиде в произведениях Платона. Дизайнер считал, что судьбу мифического острова могут повторить существующие континенты, если в результате глобального потепления растают ледники и поднимется уровень океана. Размышления привели Маккуина к созданию платьев с чешуей и перьями, сумасшедших ботильонов Armadillo и фантазийных причесок, которые достигали 60 сантиметров в высоту.