«А ты это видела?» – Женя снимает ботинок и показывает свежий шрам. Десять швов. Неудачно прыгнула на тренировке, и вот – перелом голеностопа. Впрочем, для ее профессии это не редкость, уже 10 лет Евгения Юрьевская работает каскадером.
Топ и леггинсы H&M, бомбер Liu Jo, босоножки Casadei
«Многие друзья, даже киношники, сразу стали говорить, что серьезная травма – это какой-то знак. Но я в это не верю. У каждого из наших ребят по 17 сотрясений. Шрамы и синяки – часть работы. Возможно, травма уберегла меня от чего-то худшего. В это я скорее поверю, чем в то, что нужно бросить всё. Да, у меня такая мысль возникала за всю жизнь лишь один раз».
Один раз – это чуть больше 10 лет назад, когда 18-летняя студентка второго курса факультета «Менеджмент и маркетинг» перевелась на заочное отделение, села в рейсовый автобус в родном Липецке и приехала в Москву с твердым намерением стать каскадером. «Я ехала жить к подруге. Она уже сняла квартиру. Помню, позвонила мне и сказала, что можно переезжать, только нужно захватить подушку и посуду. Так я и провела семь часов в автобусе с чемоданом и подушкой, – рассказывает Женя. – Приехала и понемногу начала обустраиваться. Конечно, чуда не случилось – за мной в очередь не выстроились каскадерские организации. Начала работать продавцом в магазине «Связной». Ну и Москву понемногу начали исследовать. Так вот, однажды, когда мы возвращались из клуба, на нас напали. Держали с ножом у горла. Целая толпа, а мы вдвоем – никак не отбиться. Отпустили, когда поняли, что мы совсем еще девчонки. Вот после этого случая я и хотела вернуться Липецк. Это было какое-то отчаяние, истерика даже. Но потом я взяла себя в руки и больше никогда не думала о возвращении в родительский дом навсегда».
Топ Asos, леггинсы H&M, ботинки Baldinini (No One)
В родительском доме Женя давно уже редкая гостья. Она работает в самых кассовых кинопроектах и популярных сериалах. В фильмографии за эти годы «Борец», «Он – дракон», «Выжить после», «Гороскоп на удачу», «Геймеры», «Закрытая школа», «Палач» – всего больше 200 работ. И если ты видишь, что героини этих фильмов горят, прыгают с огромной высоты, дерутся или отлетают в стену, в полете протаранив пару книжных шкафов, – то это работа Жени. Она дублировала самых известных наших актрис в трюковых сценах. А география съемок – от Владивостока до Крыма. «Я часто в дороге, – улыбается Женя, – и очень люблю экспедиции и перелеты. Я ведь даже родилась в дороге: в какой-то маленькой деревенской больнице где-то по пути в Воронеж. Может, поэтому мне нравится кочевая киношная жизнь».
Началось все с видеокассет. «Нам с сестрой, – рассказывает Женя, – папа привил любовь к кино. Даже на Новый год дарили кассеты – и это был самый лучший подарок, мы тут же бросались их смотреть, так и сидели до утра у телевизора. А потом, лет в 14, я увидела выступление трюковой группы у нас в Липецке. Поняла, что это очень близко к волшебному миру, о котором я уже начала мечтать. Пришла к ним – единственная девочка – и начала заниматься. Мы изучали единоборства, учились владеть оружием, разбирали акробатические элементы. Тренер у нас был шикарный, он мечтал служить в разведке и очень увлекался разными видами боевых искусств – это была отличная школа. В общем, я с детства знала, кем хочу стать, и готовилась к этому. А в финансово-экономический институт поступила, скорее, для подстраховки».
И все же институт она окончила, а знания, полученные там, пригодились. «Пока был реабилитационный период, – говорит Женя, – я удаленно работала в сфере IT. Не могу сидеть без дела, начинаю просто сходить с ума. Вот сейчас наконец начала тренироваться – каждый день по несколько часов. Прямо чувствую, что оживаю». Впрочем, даже с травмой Женя умудрилась сняться в нескольких трюковых сценах, например выполняла падение с 10 этажа. Причем сделала два дубля. «Ну а что, – улыбается она, – я же была на подвесах, мне не нужно было приземляться на ноги, так что для меня это было вполне безопасно и совершенно не страшно. Намного сложнее дался подъем на этаж – я же тогда была еще в лангете. Я не какая-то авантюристка. Умею взвешивать свои силы».
Женя вообще утверждает, что в ее профессии нельзя быть безбашенным – это просто миф. «Таких ребят, рискующих попусту, – объясняет она, – называют одноразовыми каскадерами. А трюк – это не «пришел-трюканул-ушел». За тобой стоит команда, вместе с которой ты сначала буквально прорисовываешь действия на бумаге, потом проводишь расчеты, потом репетируешь, а потом только идешь на площадку. И никакого бездумного риска. Меня именно так учили».
Учил Женю мастерству Валерий Деркач (56), пожалуй, самый известный в стране постановщик трюков. Все в его команде – сплошь мастера спорта: и по боксу, и по борьбе, и по гонкам. «Просто невозможно не любить людей, от которых каждый день зависят твои жизнь и здоровье, – смеется Женя. – Серьезный трюк – это командная работа. Вот, например, делаем мы отлет. Нужно отбросить меня в стену. Для этого необходимы специальные приспособления – подвесы, нужно рассчитать и длину троса, и силу рывка, и много других факторов. Так что, даже когда ты в кадре один, тебе помогают несколько человек. И у нас в команде так: случайных людей не бывает, все работают по много лет и мы дружим за пределами площадки. Наверное, это лучший показатель. Думаешь, кто мне все эти бесконечные тортики таскал, пока я отлеживалась после травмы? Вот теперь приходится потеть в спортзале из-за их любви».
Платье By Malene Birger
«А первый свой трюк помнишь?» – спрашиваю я. «Конечно. Пару месяцев я работала в «Связном», а сама все это время думала, как же найти способ осуществить свою мечту. Все оказалось просто, почти как у всех. Если чего-то очень хочешь, нужно проявить упорство. А я Козерог, рожденный в год Быка, – у меня с упорством вообще все в порядке. Нашла в Интернете необходимые контакты и стала звонить и писать – что-то вроде «хочу у вас работать». И на одно такое письмо откликнулись, пригласили на собеседование. Помню, хотела всех там поразить и пришла в кислотно-зеленом костюме Adidas. В итоге меня взяли. Буквально через пару месяцев после зачисления в команду вызвали трюковать: спускаться по веревке с вертолета. Сначала, правда, позвонили, спросили, не боюсь ли высоты. Так и прошло боевое крещение. А потом все закрутилось. С той командой я проработала недолго, но про вертолет помню. Потому что все было как на кассетах, которые мы с сестрой пересматривали. Только вместо Тома Круза (53) – я».