В 24 года Дмитрий Дудинский (37) поменял карьеру в международной консалтинговой компании на продюсирование событий, а в 2007 году открыл D2 Marketing Solutions – коммуникационное агентство, задающее тренды как в PR, так и в событийном маркетинге. А как все начиналось, Дмитрий рассказал PEOPLETALK.
Я родился в Москве в достаточно привилегированной семье: оба выпускники МГИМО, мой дедушка занимал хорошие посты в Совете министров, а бабушка руководила отделом в Советском комитете защиты мира. Они часто ездили за границу, но в 90-е, когда уже вышли на пенсию, жизнь стала намного скромнее. Мама и папа были выпускниками МГУ, собственно, там и познакомились. Родители относятся к той части своего поколения, воспитанного с Советском Союзе, для которого зарабатывание серьезных денег никогда не было целью.
Мне всегда хотелось зарабатывать самостоятельно, а не рассчитывать на скромные и нерегулярные карманные деньги. Первый опыт работы я получил классе в пятом – какое-то время продавал газеты у метро (у друга родителей была своя типография). А в 14, когда мои одноклассники отдыхали во время летних каникул, я по телефону договаривался о продаже каталогов рекламных агентств, которые выпускала та же типография, и доставлял их в офисы заказчиков. Так я случайно познакомился с представителем Herbalife и оставшиеся два летних месяца работал, нацепив значок «Хочешь похудеть – спроси меня как». У меня даже появились свои дистрибьюторы. (Смеется.) В возрасте 16–18 лет я подрабатывал переводчиком, а в студенческие годы успел поработать и в банке, и в рекламном агентстве, и в паре других мест. Помню, что накануне августа 1998 года, еще будучи студентом Финансового университета (тогда – Академии), наконец договорился о начальной должности в солидной западной компании, но начавшийся экономический кризис не дал этим планам сбыться. Тем не менее уже в 18 лет я окончательно переехал от родителей в съемную квартиру, жил с любимой девушкой и полностью себя обеспечивал.
Я всегда хотел, чтобы мое благосостояние не зависело от других, а являлось результатом моих личных усилий. После получения красного диплома и прохождения серии интервью мне сразу же сделали предложение две крупнейшие консалтинговые компании. Сначала я проработал в Aсcenture какое-то время, потом в Deloitte. И тогда я очень четко понял: мой успех и тем более заработок слишком зависят от решений руководства, принятых в компании правил и карьерной лестницы. Так что уже тогда я начал параллельно искать себя в чем-то, как мне казалось, более интересном, например в продюсировании. Начав в качестве хобби помогать со спонсорами одному модному дизайнеру, я очень быстро стал исполнительным продюсером Недели моды. По сути я работал на себя, получая достаточно высокие проценты с привлекаемых мной спонсорских бюджетов. Уже в 2005 году я с партнером открыл event-агентство, но через полтора года мы с ним разошлись, и я открыл принципиально новую структуру. Она уже занималась не только событиями, но и пиаром: связи с общественностью меня вообще всегда интересовали, кроме того, мы следовали потребностям наших клиентов, которым все реже нужно было просто организовать событие, и все чаще – обеспечить полный комплекс услуг, включающий работу с прессой, гостями и т.д.
Официально D2 Marketing Solutions – это коммуникационное агентство, но по сути мы работаем над имиджем брендов. Да, в нашем портфеле до со сих пор есть клиенты, которые просят сделать красивое событие либо, например, обращаются за услугой пресс-офиса, но самые интересные наши проекты лежат в плоскости построения имиджа: от разработки коммуникационной стратегии бренда на российском рынке до ее реализации через различные каналы – СМИ, социальные сети, блогеров, звезд и лидеров мнений и т.д. Иногда мы даже корректируем позиционирование продукта с учетом российских реалий, в связи с чем с нами любят консультироваться коллеги из глобальных агентств.
Даже продюсируя от 30 до 40 событий в год и реализуя бесчисленное количество коммуникационных и прочих проектов, D2 Marketing Solutions остается бутиковым агентством. Мы изо всех сил стараемся не разрастаться слишком быстро с точки зрения размера офиса и количества сотрудников. Наши проекты все еще очень авторские, hand-made, мы все еще стараемся дать клиенту больше, чем то, что он ожидает и за что платит. Мы одни из тех, кто, например, формируют тренды в событийном маркетинге в России и даже за рубежом: все чаще бренды используют наши разработки для своих событий в других странах, и это очень здорово. Про несанкционированные заимствования и цитирования я даже не говорю, но ведь это тоже показатель нашего уровня. Сейчас у нас работают чуть больше 20 специалистов, а если их станет 80 или 100, то это уже будет немного другое агентство: моя вовлеченность в каждый отдельный проект снизится, но я надеюсь, что качественный креатив и перфекционизм останутся. Хотелось бы в это верить, а пока, как я уже сказал, продолжаем стараться из многих запросов выбирать самые интересные проекты.
Наши клиенты – это в основном международные компании (L’Oreal, Richemont, Swatch, Estée Lauder, Moёt Hennessy, Bacardi). Так получилось, что мы больше заточены на западную корпоративную культуру, и здесь, наверное, сказывается, мой профессиональный бэкграунд. Честные, открытые отношения, дух партнерства, а не заискивание перед барином со столь еще ожидаемым в некоторых российских бизнесах подходом «чего изволите?». По той же причине мы крайне редко делаем частные события: лучше тратить усилия непосредственно на организацию еще одного крутого события, чем на чьи-то перемены настроения и капризы.
Мы не можем работать над коммуникационной кампанией или даже над отдельным событием, в которые не верим. Да, мы порой теряем в связи с этим бизнес, но нам важно не делать то, что точно не пойдет на пользу заказчику (даже если заказчик в лице наемного менеджера считает, что и так сойдет). Это вопрос нашей репутации.
В связи с развитием соцсетей и общими изменениями в восприятии традиционной рекламы важнейшей составляющей продвижения потребительского бренда становятся звезды и вообще лидеры мнений. Мы не стоим на месте, и уже можно говорить о больших успехах в этой работе.
Я всегда опасаюсь вопроса, какое у меня хобби, потому что у меня по большому счету его нет. (Смеется.) Связано это с тем, что я, во-первых, очень люблю то, чем занимаюсь, а во-вторых, каждый год моей жизни не похож на предыдущий и я постоянно учусь, работая. Да, я стараюсь минимум три раза в неделю ходить на фитнес – но это не хобби, это необходимость для здоровья. Да, я интересуюсь искусством, иногда его покупаю, а также нахожу время для выставок, театра и концертов, как в Москве, так и за ее пределами, но опять же не обладаю достаточными знаниями, чтобы в нем действительно хорошо разбираться.
Раз в две-три недели я стараюсь ненадолго уезжать из Москвы куда-нибудь за границу, потому что, если честно, в столице у меня просто не получается отдохнуть полноценно. Даже если я выхожу с друзьями в какой-нибудь ресторан или «Симачев», то всегда встречаю людей, с которыми так или иначе связан по работе. И приятный вечер часто заканчивается какими-то деловыми разговорами. Так что, наверное, я могу сказать, что мое хобби – это путешествия.
Что я могу пожелать себе как бизнесмену? Еще больше потрясающих брендов, которые доверят нам долгосрочные комплексные проекты. Ну а как простому человеку я желаю себе чуть больше свободного времени и, возможно, найти еще какое-нибудь занятие по душе.