Танец всегда занимал большое место на королевских празднествах. Особенно, если речь идет об эпохе Возрождения, когда и зародился один из самых известных в мире жанров – балет. Его история не уместится в один материал – за время своего существования он претерпевал множество изменений. Зародился он в Италии: известное всем слово произошло от итальянского ballo, что в переводе на русский – танец. Но первую свою популярность получил во Франции благодаря танцам Людовика XIV, которого в народе прозвали Король-Солнце – за роль в «Балете ночи». Правитель был одержим балетом благодаря французскому балетмейстеру Пьеру Бошану, и даже дал указ построить в Париже Академию оперы. И именно она в дальнейшем способствовала развитию балета как полноценному жанру.
Вскоре балет появился и в других Европейских странах – вначале вернулся на свою родину уже в новом прочтении, затем появился в Нидерландах, Дании, а чуть позже и в Англии. И хотя в России он появился лишь в 17 веке, уже через сто лет сформировался в собственную школу, которая получила признание во всем мире и стала каноном в мировом искусстве.
Однако сегодня поговорим о другом, не менее интересном балете. Может ли он увлечь тех, кто никогда не интересовался этим искусством? Ответ очевиден, если речь идет о «Сказках Беатрис Поттер» — уникальной постановке, которая сочетает в себе образы из британской детской литературы и изящество бального танца. Фрагменты из этого балета завирусились в сети, а танцующие животные покорили миллионы пользователей. Так как же возник этот проект, и что делает его таким особенным? Рассказывает искусствовед, создатель и лектор проекта об искусстве, истории и культуре YaAndArt и колумнист PEOPLETALK Екатерина Андреева.
Екатерина Андреева, создатель проекта об искусстве YaAndArt
«Сказки Беатрис Поттер» — это символ английского детства. Персонажи, такие как кролик Питер и утка Джемайма Плюхвводу, давно ассоциируются с уютом провинции. Эти истории, хотя и понятные на любом языке, остаются глубоко связаны с английской культурой. Культовый статус сказок подтверждают не только их бесконечные переиздания, но и театральные адаптации: от телевизионных версий 1970-х до балетных постановок 1990-х годов.
В 1968 году началась история, благодаря которой сказки Беатрис Поттер превратились в балет. Во время работы в Риме над декорациями для фильма «Ромео и Джульетта» Кристин Эдзард, известная как кинорежиссер, сценарист и художник по костюмам, познакомилась с Ричардом Гудвином, ассистентом продюсера, занимавшимся организацией съемочного процесса. Их совместная работа быстро переросла в теплые дружеские отношения, а затем в романтический и творческий союз. Именно это знакомство стало ключом к созданию уникального проекта, объединяющего литературное наследие с искусством танца.
Во время семейного визита в Британию Кристин Эдзард впервые услышала сказки Беатрис Поттер. Мать Ричарда Гудвина читала своим внукам историю о миссис Тигги-Винкль – очень хозяйственной ежихе. Именно этот момент стал отправной точкой для создания постановки. Вдохновленная сказками, Кристин показала книгу своей коллеге Лила Де Нобили, которая работала над балетом «Спящая красавица» в Ковент-Гардене. Де Нобили сразу увидела потенциал в этих историях и предложила использовать образы животных для нового проекта.
Для работы над масками животных был приглашен художник Ростислав Добужинский, который создал первые прототипы. Добужинский, уже участвовавший в создании масок для балета, идеально подошел для этой задачи.
Вместо традиционного сценария Кристин Эдзард и Ричард Гудвин разработали более 200 эскизов, чтобы наметить структуру будущего фильма. Постановкой танцев занялся легендарный хореограф Фредерик Эштон, и помимо работы над хореографией он исполнил роль миссис Тигги-Винкль, что стало прецедентом для мужчин-танцоров.
Проект столкнулся с серьезными трудностями. Издательство Frederick Warne & Co., владеющее правами на сказки, сначала отказало создателям, опасаясь искажений оригинала — даже Уолт Дисней ранее получал отказ. Однако настойчивость Гудвина и Эдзард принесла плоды: права на экранизацию были куплены за 5000 фунтов стерлингов.
Параллельно шла активная подготовка к съемкам. Маски, разработанные Добужинским, должны были не только отражать характер персонажей, но и быть удобными для танцоров. Их изготавливали из велосипедных шлемов, пенополистирола и искусственных волос. Эти маски сочетали в себе реалистичность и практичность, позволяя танцорам двигаться и видеть все, что происходит вокруг.
Гудвин и Эдзард самостоятельно работали над костюмами, которые сочетали практичность и эстетическую привлекательность. Они создавали образы, которые сохраняли узнаваемость персонажей, но при этом позволяли танцорам чувствовать себя комфортно.
Фредерик Эштон вспоминал: «Я сомневался, что в мире, полном грубости и насилия, найдется место для чего-то столь невинного. Но публика оказалась готова к подобной чистоте и красоте».
Производство фильма финансировала компания EMI Films. Несмотря на скептицизм совета директоров, фильм был завершен в 1971 году с бюджетом менее миллиона фунтов стерлингов.
Премьера телевизионной версии состоялась 30 июня 1971 года. Постановка сразу завоевала любовь зрителей благодаря изысканной хореографии, детализированным костюмам и уникальной атмосфере. Однако Фредерик Эштон считал, что балет должен оставаться исключительно кинематографическим произведением, так как танцы были адаптированы под специфику экрана.
В 1992 году, спустя четыре года после смерти Фредерика Эштона, Королевский балет решил адаптировать фильм для театральной сцены. Премьера состоялась 4 декабря 1992 года. Хотя критики называли постановку слишком длинной и отклоняющейся от оригинальной идеи, зрители приняли ее с энтузиазмом. Некоторые считали, что перенос на сцену нарушает замысел Эштона, но новые поколения зрителей с восторгом встречали спектакль. Повторные показы в 2007 и 2010 годах подтвердили ее популярность.
«Сказки Беатрис Поттер» — это больше, чем балет. Это волшебное путешествие в мир детства, где оживают герои сказок. Постановка объединяет изящество танца, мастерство исполнения и теплую атмосферу, возвращающую нас в прошлое.
Если еще не видел эту уникальную адаптацию, обязательно найди время. Это редкий пример того, как искусство способно преодолеть жанровые границы и завоевать сердца зрителей всех возрастов.