#Культура

Гранд жете от поросят: колумнист PEOPLETALK Екатерина Андреева об истории балета «Сказки Беатрис Поттер», который покорит даже тех, кто далек от классики

Танец всегда занимал большое место на королевских празднествах. Особенно, если речь идет об эпохе Возрождения, когда и зародился один из самых известных в мире жанров – балет. Его история не уместится в один материал – за время своего существования он претерпевал множество изменений. Зародился он в Италии: известное всем слово произошло от итальянского ballo, что в переводе на русский – танец. Но первую свою популярность получил во Франции благодаря танцам Людовика XIV, которого в народе прозвали Король-Солнце – за роль в «Балете ночи». Правитель был одержим балетом благодаря французскому балетмейстеру Пьеру Бошану, и даже дал указ построить в Париже Академию оперы. И именно она в дальнейшем способствовала развитию балета как полноценному жанру. 

Вскоре балет появился и в других Европейских странах – вначале вернулся на свою родину уже в новом прочтении, затем появился в Нидерландах, Дании, а чуть позже и в Англии. И хотя в России он появился лишь в 17 веке, уже через сто лет сформировался в собственную школу, которая получила признание во всем мире и стала каноном в мировом искусстве.

Однако сегодня поговорим о другом, не менее интересном балете. Может ли он увлечь тех, кто никогда не интересовался этим искусством? Ответ очевиден, если речь идет о «Сказках Беатрис Поттер» — уникальной постановке, которая сочетает в себе образы из британской детской литературы и изящество бального танца. Фрагменты из этого балета завирусились в сети, а танцующие животные покорили миллионы пользователей. Так как же возник этот проект, и что делает его таким особенным? Рассказывает искусствовед, создатель и лектор проекта об искусстве, истории и культуре YaAndArt и колумнист PEOPLETALK Екатерина Андреева

Екатерина Андреева, создатель проекта об искусстве YaAndArt

«Сказки Беатрис Поттер» — это символ английского детства. Персонажи, такие как кролик Питер и утка Джемайма Плюхвводу, давно ассоциируются с уютом провинции. Эти истории, хотя и понятные на любом языке, остаются глубоко связаны с английской культурой. Культовый статус сказок подтверждают не только их бесконечные переиздания, но и театральные адаптации: от телевизионных версий 1970-х до балетных постановок 1990-х годов.

В 1968 году началась история, благодаря которой сказки Беатрис Поттер превратились в балет. Во время работы в Риме над декорациями для фильма «Ромео и Джульетта» Кристин Эдзард, известная как кинорежиссер, сценарист и художник по костюмам, познакомилась с Ричардом Гудвином, ассистентом продюсера, занимавшимся организацией съемочного процесса. Их совместная работа быстро переросла в теплые дружеские отношения, а затем в романтический и творческий союз. Именно это знакомство стало ключом к созданию уникального проекта, объединяющего литературное наследие с искусством танца.

Во время семейного визита в Британию Кристин Эдзард впервые услышала сказки Беатрис Поттер. Мать Ричарда Гудвина читала своим внукам историю о миссис Тигги-Винкль – очень хозяйственной ежихе. Именно этот момент стал отправной точкой для создания постановки. Вдохновленная сказками, Кристин показала книгу своей коллеге Лила Де Нобили, которая работала над балетом «Спящая красавица» в Ковент-Гардене. Де Нобили сразу увидела потенциал в этих историях и предложила использовать образы животных для нового проекта.

Для работы над масками животных был приглашен художник Ростислав Добужинский, который создал первые прототипы. Добужинский, уже участвовавший в создании масок для балета, идеально подошел для этой задачи. 

Вместо традиционного сценария Кристин Эдзард и Ричард Гудвин разработали более 200 эскизов, чтобы наметить структуру будущего фильма. Постановкой танцев занялся легендарный хореограф Фредерик Эштон, и помимо работы над хореографией он исполнил роль миссис Тигги-Винкль, что стало прецедентом для мужчин-танцоров.

Проект столкнулся с серьезными трудностями. Издательство Frederick Warne & Co., владеющее правами на сказки, сначала отказало создателям, опасаясь искажений оригинала — даже Уолт Дисней ранее получал отказ. Однако настойчивость Гудвина и Эдзард принесла плоды: права на экранизацию были куплены за 5000 фунтов стерлингов.

Параллельно шла активная подготовка к съемкам. Маски, разработанные Добужинским, должны были не только отражать характер персонажей, но и быть удобными для танцоров. Их изготавливали из велосипедных шлемов, пенополистирола и искусственных волос. Эти маски сочетали в себе реалистичность и практичность, позволяя танцорам двигаться и видеть все, что происходит вокруг.

Гудвин и Эдзард самостоятельно работали над костюмами, которые сочетали практичность и эстетическую привлекательность. Они создавали образы, которые сохраняли узнаваемость персонажей, но при этом позволяли танцорам чувствовать себя комфортно.

Фредерик Эштон вспоминал: «Я сомневался, что в мире, полном грубости и насилия, найдется место для чего-то столь невинного. Но публика оказалась готова к подобной чистоте и красоте». 

Производство фильма финансировала компания EMI Films. Несмотря на скептицизм совета директоров, фильм был завершен в 1971 году с бюджетом менее миллиона фунтов стерлингов.

Премьера телевизионной версии состоялась 30 июня 1971 года. Постановка сразу завоевала любовь зрителей благодаря изысканной хореографии, детализированным костюмам и уникальной атмосфере. Однако Фредерик Эштон считал, что балет должен оставаться исключительно кинематографическим произведением, так как танцы были адаптированы под специфику экрана.

В 1992 году, спустя четыре года после смерти Фредерика Эштона, Королевский балет решил адаптировать фильм для театральной сцены. Премьера состоялась 4 декабря 1992 года. Хотя критики называли постановку слишком длинной и отклоняющейся от оригинальной идеи, зрители приняли ее с энтузиазмом. Некоторые считали, что перенос на сцену нарушает замысел Эштона, но новые поколения зрителей с восторгом встречали спектакль. Повторные показы в 2007 и 2010 годах подтвердили ее популярность.

«Сказки Беатрис Поттер» — это больше, чем балет. Это волшебное путешествие в мир детства, где оживают герои сказок. Постановка объединяет изящество танца, мастерство исполнения и теплую атмосферу, возвращающую нас в прошлое.

Если еще не видел эту уникальную адаптацию, обязательно найди время. Это редкий пример того, как искусство способно преодолеть жанровые границы и завоевать сердца зрителей всех возрастов.