В марте прошлого года на шоу Versace Джулия Фокс впервые появилась со своим знаменитым впоследствии черным, как смоль, небрежным макияжем глаз, тем самым обозначив новый тренд – нет, не длинные стрелки, а эстетику неидеальности. Она стала новой Ким Кардашьян не только для Канье Уэста, но и для мира фэшн- и бьюти-индустрии. Идеально скульптурированные скулы, персиково-розовые румяна, матовая бархатная кожа – правила макияжа, по которым многие визажисты играли на протяжении более чем 10 лет, изменились.
Новые же Джулия Фокс представила в интервью журналу Dazed: «Более размазанный, никаких идеальных линий, инопланетные вайбы, акцент на несовершенства, вместо того чтобы скрывать их, немного трешевый».
Назовем его грязный. Одним, глядя на такой макияж, хочется поскорее его смыть, а другие видят в нем новую эстетику. О том, почему аккуратность больше не в тренде и откуда на самом деле растут ноги у моды на грязный макияж, попросили порассуждать российских визажистов.
Макияж в стиле классического Голливуда ушел в прошлое
Попытка подражать недостижимым стандартам красоты, созданным в 2010-х годах преимущественно Ким Кардашьян, породила расцвет инстаграмных лиц, фотошопа и фэйстюна, которые в итоге всех утомили. Поэтому отход от идеальности вполне закономерен и даже ожидаем. «Психологически люди рано или поздно устают от этой аккуратности, которая за столько лет примелькалась и надоела. Нам всем хочется побыть немного бунтарками», – так объясняет тенденцию визажистка Глаша Гурьянова, связывая популярность новой эстетики с ощущением внутренней свободы.
Мария Ланкина, визажистка, чей стиль сочетает в себе искусство и повседневность, считает, что макияж сам по себе становится более массовым явлением благодаря возможности через него самовыражаться. «Мне кажется, сейчас главная тенденция в том, чтобы игнорировать правила, сочетать несочетаемое, – говорит Маша. – Это какая-то внутренняя необходимость чувствовать себя свободно и иметь возможность самовыражаться так, как ты видишь и хочешь».
Макияж – неотъемлемая часть образа, которая скорее дополняет его. Поэтому искать корни тренда прежде всего нужно в фэшн-индустрии. «Уже несколько сезонов мы отчетливо видим тренд на ugly-fashion («уродливая мода». – Прим. ред.), и такой новый подход к моде требует нового образа и в макияже, чтобы сложилась общая картина, – говорит визажистка Настя Тендерова. – Еще один важный момент популярности тренда – возрождение гранж- и рок-эстетики. А гранж и рок – это всегда что-то размазанное, нечеткое, странное, панковское, небрежное, но обязательно с характером».
Но все же грязный макияж не сможет вытеснить классический. Красные дорожки, церемонии, в конце концов, свадьбы – такие мероприятия не могут существовать без нюда. «Это два разных типа макияжа, которые прекрасно сосуществуют друг с другом. Если у тебя есть возможность поприкалываться и выйти за свои границы, повеселиться, ты просто рисуешь лица, ничего серьезного. Это такой быстрый способ самовыражения», – считает визажистка Дарья Холодных.
Желание нарушить правила, иметь свободу быть в чем-то неидеальным – наверное, главные причины, почему макияж шаг за шагом перестает быть одним из элементов повседневной рутины и становится средством самовыражения.
Джулия Фокс – не главная фигура в распространении тренда
На самом деле Джулия Фокс – это лишь малая часть айсберга, то, что мы видим на поверхности, уверены все визажистки. Да, звезда в этом году стала амбассадором грязного макияжа, но была далеко не первой, кто начал делать подобное.
«Главная фигура неаккуратного макияжа – Вивьен Вествуд, – уверена Дарья Холодных. – Все ее показы, одежда и эстетика того, что не нужно быть серьезным и можно делать все что угодно».
Каждое шоу королевы панка и самого успешного авангардного дизайнера Вивьен Вествуд было вызовом, бунтом.
Вспомнить хотя бы коллекцию Spring/Summer 2018 с размазанными помадами и отпечатками ладоней на лицах моделей. Их автором стала визажистка Вэл Гарланд.
Еще один пример – британская визажистка Исамайя Френч, чей стиль всегда шел вразрез со стандартами конвенциональной красоты. «То, что мы считаем красотой, сформировано корпорациями. Реклама диктует наше отношение к тому, что считается прекрасным», – говорит Исамайя. Поэтому в своих работах она не пытается сделать «красиво», убирая недостатки и доводя лицо до идеала. Наоборот, визажистка может подчеркнуть несовершенства или сделать макияж намеренно небрежным, как, например, на шоу Thom Browne Fall 2022.
Если раньше та или иная вещь, прическа или образ могли стать модными только благодаря подиуму, сейчас гораздо большее влияние на распространение трендов оказывают социальные сети. Во-первых, они генерируют тенденции каждый день, а не сезон. Во-вторых, охватывают гораздо большую аудиторию. Поэтому сейчас за блогерами и инфлюенсерами почти всегда последнее или, наоборот, первое слово.
Есть ли будущее у тренда на грязный макияж в России?
Разумеется! Грязный макияж только набирает популярность в России, но, по словам визажистов, у него есть будущее, благодаря тому что тренд подхватывают инфлюенсеры, исполнители и другие знаменитости. И если в больших городах самовыражение – это способ выделиться, то в маленьких – это, скорее, привлечение внимания к себе, на что смелости хватит не у всех.
«Те, кто в своей душе бунтари, они как раз с помощью мейка выражаются. В Россию это бунтарство тоже потихоньку проникает, – считает Дарья Холодных. – В том же Лос-Анжелесе это сейчас расцветает потрясающе. Обычные рабочие люди ходят там с таким макияжем – одна бровь одного цвета, другая другого, какое-нибудь неаккуратное размазывание или готичный мейк. Это очень здорово, потому что для них это такой способ самовыражения. И даже не обязательно ждать какого-то случая или тренда, чтобы этот макияж себе сделать».
Не переборщи: главные правила грязного макияжа
Что значит небрежный макияж для самих визажистов, и какими советами по его созданию они могут поделиться?
Настя Тендерова, визажистка
Это мое самое любимое направление в макияже, моя эстетика, которой я придерживаюсь и стараюсь ее продвигать. Я очень люблю живые текстуры, которые выглядят совершенно естественно, немного будто даже потекшими, потому что в этом всем есть жизнь. Эта картинка, как правило, более реальная, и она несет в себе какой-то характер, эмоцию, определенную экспрессию. Это намного интереснее, чем макияж по схеме, по линеечке, в котором нет задумки и настроения.
В небрежном макияже есть одно правило – он всегда должен выглядеть хорошо, и с течением времени, и при смене погодных условий. Он должен жить и естественно трансформироваться, поэтому очень важно выбирать текстуры, которые ты уже пробовал и знаешь, как они работают и ведут себя. Идеально подходят жирные кайялы, кремовые текстуры, которые не сильно фиксируются и выцветают со временем.
Техника макияжа должна быть более свободная и простая. Например, тени можно нанести пальцем или ватной палочкой вместо кисти. Обязательно нужно смотреть на общую картинку, потому что иначе есть риск переборщить с мелкими деталями и сделать нарочито грязную картинку. Здесь идеально работает принцип less is more.
Глаша Гурьянова, визажистка, beauty guru RBG
В жизни я не запариваюсь над суперидеальными стрелками, не теряю на это времени, считаю, что важнее общий посыл, чем потерянные часы на выведение идеального контура.
Вообще, это отличное психологическое упражнение – побыть свободным, что-то недоделать. Очень многие спотыкаются как раз на желании быть идеальными, и теряется жизнь, теряется вкус, теряется наслаждение от самого процесса. Надо учиться рисовать крупными мазками, и это не только про макияж, сосредоточиться больше на эмоциях, которые ты хочешь получить, которые тебе дает сам процесс творчества, чем над идеальной картинкой, к которой никто не придерется. Я считаю, что макияж никому ничего не должен. Хорошо, если он будет отражать настроение. Вот сегодня я секси кошечка из 40-х годов с идеальными стрелками, очерченными губами, холеной кожей. Завтра я панк, послезавтра я бизнес-леди. Макияж – это способ игры, дополнительный аксессуар к образу. Наше время прекрасно тем, что мы можем примерять на себя разные роли даже без помощи визажистов. Нам не нужно иметь один-два макияжа на всю жизнь и ходить только с ними, как это было раньше.
Мария Ланкина, визажистка
В целом для меня очень важно в грязном макияже и на себе, и на ком бы то ни было выдерживать правильную дозировку. Я бы ни в коем случае не стала делать весь макияж неаккуратным, а выбрала бы один элемент. Например, гранжевые губы, гранжевый макияж глаз, который сделан будто углем, а не косметикой, потекшие стрелки, размазанные на пол-лица губы.
Ни в коем случае я не сделала бы в таком стиле кожу – ни румяна, ни контур, ни тон. Конечно, это может иметь место, но лично в моей картине мира с этим трендом важно не переборщить.
Дарья Холодных, визажистка
Это просто макияж, который живет один день. Нужно развивать умение с легкостью относиться к таким вещам. Визажисты не спасают жизни, не оперируют людей, не делают такого прям суперсерьезного, чтобы относиться к элементам нашей работы серьезно.
Мы художники и рисуем то, что чувствуем, то, что сейчас актуально в зависимости от того, какая сейчас ситуация внутри и снаружи, в месте, где ты живешь. Это все быстротечно и легко может поменяться. Никто не знает, что будет дальше, но сейчас такое время, когда ты можешь создавать классные образы, ведь общество не такое жесткое и скептичное. Есть возможность себя показывать так, как тебе хочется, а не следовать каким-то правилам.