Фотограф: Георгий Кардава. Продюсер: Оксана Шабанова
Он — звезда «Электротеатра Станиславский», сейчас занят в четырех ведущих спектаклях, а за все годы в театре (он в «Станиславском» с института) сыграл с десяток главных ролей. Сегодня еще одна премьера — «Полковник-птица». Почти как «Пролетая над гнездом кукушки»: тоже о психиатрической лечебнице, только на Балканах в период югославских военных конфликтов. Во время бури самолеты ООН случайно сбрасывают недалеко от клиники груз — военную форму, и пациенты становятся маленьким военным отрядом. Спектакль репетировали почти полгода, обещают надрыв и эксперимент. А там, где будет эксперимент, обязательно есть он, Дима Чеботарев (29).
Я из Хабаровска, столицы Дальнего Востока. Я был поздним ребенком, родился, когда маме было уже 40. На самом деле это мой старший брат настоял, чтобы мама родила меня. У меня очень простая семья. Мама была заведующей в детском саду, а папа — водителем. Их давно нет. И в Хабаровске я тоже давно не был — некогда. Но меня там всегда ждут сестра и брат!
Я учился в обычной школе. Помню, в девятом классе у меня выходила одна тройка в аттестате по какому-то предмету. Директор сказал, что не возьмет меня в 10-й класс, если я ее не исправлю. Я закончил девятый с 13 тройками в знак протеста и заявил, что, если меня не возьмут с этим аттестатом в 10-й, я поступлю в военно-морской лицей. И поступил! Но умудрился поссориться с военруком за неделю до присяги и решил не учиться там. Подумал, что если такие нечестные люди занимают высокие звания в военно-морском флоте, то я не хочу связывать с этой структурой свою жизнь — юношеский максимализм.
И тогда я поступил в Хабаровский государственный институт культуры на факультет режиссуры. Просто ребята из моей компании во дворе там учились. И мне показалось, что они неплохо проводят время. (Смеется.) В итоге я закончил два курса этого института. А потом в Хабаровск приехал мой друг Володя Моташнев (он учился в Москве) и задал простой вопрос: что меня держит в Хабаровске, ведь я могу учиться в столице. Я понял, что он чертовски прав и лучше быть одним из первых в Москве, чем в Хабаровске, и начал собирать вещи.
В общем, летел в Москву с мечтой поступить во МХАТ, потому что я слышал про МХАТ. (Смеется.) Серьезно!
Я начал обкатывать материал сначала в других институтах. Пока обкатывал, дошел до финального конкурса в Щукинском и Щепкинском. Пришел читать во МХАТ, и меня сразу отправили в финал, но в итоге не взяли. Я был катастрофически удивлен и зол, как демон! Через день у меня был конкурс в Щукинском. Я пришел, но меня уже не волновали ни Павел Евгеньевич Любимцев, ни Родион Юрьевич Овчинников. Я думал: «Что, и вы меня не возьмете?» Видимо, это сработало, и меня взяли. Сейчас я нисколько не жалею, что поступил в «Щуку».
Я никогда не мечтал о карьере актера. Дети на кухне, бывает, танцуют с родительской расческой и поют в нее, как в микрофон, а все говорят: «О, артист». У меня такого никогда не было. Я вообще хотел стать археологом! Но я всегда чувствовал, что во мне есть качества лидера: не случайно оказался в военно-морском училище, стал начальником отделения, был начальником спортивной команды, капитаном футбольной команды, капитаном стрелковой команды. Я готов брать на себя ответственность за других людей.
Я с детства был самостоятельным: когда мне исполнилось 13 лет, мама сказала: «Ну все, теперь ты взрослый». Так что я сам искал себе какую-то подработку, решал, когда мне уйти из одной школы и поступить в другую. Я хорошо учился, много читал, но при этом не был паинькой: много дрался, регулярно сидел в обезьяннике.
Когда-то я был чемпионом хабаровского края по боксу. Но не стал заниматься спортом профессионально. Так уж сложилось: травмы, потом из города уехал мой наставник. А без его поддержки я потерял интерес.
Сразу после «Щуки» я попал в Театр Станиславского, причем самым нелепым образом: один актер уходил в другой проект, а на меня идеально сел костюм, который был сшит специально для него. Так и началась моя карьера в Театре Станиславского, который сейчас называется «Электротеатр Станиславский».
Играю много: «Синяя птица», «Использование человеческих существ», «Анна в тропиках», «Полковник-птица». Параллельно репетирую «Фантазии Фарятьева», «Тартюф» и «Сцены супружеской жизни». Если честно, я люблю экспериментальный театр. Классический, конечно, имеет право на существование. Главное, чтобы все было живым, свежим, дышащим. Но сейчас, когда мы видим какую-то историческую костюмированную историю в театре, это зачастую скука, которая не попадает в современный ритм.
Я очень амбициозный человек. Благодаря этому всегда нахожу силы. Не буду сидеть на диване и говорить, что я чего-то достоин. Я много в себе сомневаюсь, переживаю, расстраиваюсь даже из-за маленьких неудач, а мои амбиции меня двигают.
Нормальных спокойных отношений у меня не было никогда в жизни. Вот здесь я бы хотел классики! Много сил и эмоций у меня забирает работа, поэтому в отношениях хочу стабильности. В нашей профессии постоянно обнажаешься перед зрителем, ты слаб и открыт. Хочется прийти домой, и чтобы тебя ждал человек, от которого ты не ждешь удара в спину.
У меня нет каких-то устоявшихся представлений об отношениях между мужчиной и женщиной. Есть важное: мы должны говорить на одном языке. Мы можем быть абсолютно разными, постоянно ругаться, но получать кайф от того, что мы вместе. Я должен хотеть ругаться именно с этим человеком, расходиться во мнении именно с ним.
Женщина — это вдохновение. Я хочу, чтобы она принимала мои победы и неудачи. Корила и хвалила, была моим домом. Это не значит, что каждый вечер у меня должен быть борщ на столе. Если его нет, мы пойдем в ресторан. Главное — желание проводить время вместе. Если она устает не меньше меня, с какого перепуга она мне будет готовить борщ? Может, это я должен его готовить.
Даже если образ жизни любимой девушки мне не подходит, все равно нужно пытаться найти способ остаться вместе. Если между нами замечательные отношения, мы найдем лазейку в расписании. Например, я в Париже, а она в Амстердаме. Мы можем встретиться на восемь часов на пересадке в Берлине, поужинать и разъехаться опять. Все возможно.
Меня можно встретить в «Электротеатре Станиславский». 60% своего времени я провожу там, а то и 85%. Да, я тусовщик, конечно, но только не в ущерб работе. Знаешь, возраст уже не тот. (Смеется.)