Каждую осень и весну бежевый тренч становится главным объектом насмешек. В соцсетях традиционно считают количество людей в одинаковых плащах, а фэшн-журналисты любят повторять мантру про «самый скучный айтем гардероба». Согласись, он будто бы стал символом городской однотипности – все те же силуэты, те же оттенки, та же предсказуемость. Но, возможно, мы слишком суровы к вещи, которая по праву считается классикой? Бежевый тренч действительно закрепил за собой звание самого избитого сезонного предмета, но его универсальность и культурный код гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Об этом в нашем новом материале рассуждает автор Telegram-канала SCOTEENA Катарина Шрамко.
Катарина Шрамко
Существует странная мода ненавидеть бежевые тренчи. Аргумент всегда один: их носят все. Но это примерно также логично, как ненавидеть прямые синие джинсы. Ведь странно было бы, если бы их не носили все. Вещь-то хорошая. Но я не буду приводить тут доказательства в духе – массовость обеспечивается универсальностью. У меня на этот счет завелась целая визуаольно-этическая теория.
В массовой культуре бежевый тренч достается героям, кто либо нейтрален, либо … хороший. Это такая лакмусовая бумажка в дизайне костюма, которая показывает: перед вами персонаж, которому можно доверять. Доказательства тому были буквально ниспосланы небесами – первыми на ум явились ангел Кастиэль из «Сверхъестественного» и ангел-хранитель Габриэль из киноновинки «Удача». Смешно ли, что в раю существует гардероб для командировок в наш мир? Совсем нет: это же готовая гражданская иконография.
То же самое с «земными» героями. Экран давно закрепил за тренчем роль одежды тех, кто стоит по правую руку зрителя. Иногда это детектив, который нарочно кажется рассеянным, чтобы его недооценили, – и тренч только усиливает этот эффект. Часто – героиня, для которой плащ становится вторым слоем кожи: в нем удобно раствориться в толпе, но и выйти на первый план, если потребуется. И постоянно тренч оказывается на плечах того, у кого на них уже и так взвалена мировая усталость.
И тут нужно сделать оговорку: феномен тренча на экране понимаем не только мы, но и сами герои кино. Вспомните сцены, где канонический злодей или хотя бы его помощник сидит в уличном кафе – в солнцезащитных очках с накладными усами и газетой в руках, он, конечно же, одет в тренч. Вот-вот. Такие эпизоды иронично подчеркивают смысловую нагрузку вещи – она уже обрела достаточного веса, чтобы быть вплетенной в нарратив в качестве подсказки расстановки сил. Будьте внимательны к подобным деталям – все же мы говорим ориентироваться не на эпизодический, а на ключевой костюм персонажа, чтобы раскрыть его сущность.
То, что на экране стало визуальным клише, в реальности превратилось в социальный код. Так что ненависть к тренчу на самом деле снобским образом маскирует ненависть к самому ощущению обыденной порядочности. Мы привыкли выделять исключительное, редкое, уникальное, а бежевый тренч просто-напросто – выбор людей, которых устраивает перспектива быть «одним из». Это одежда «всеобщего согласия», которая не требует ни дополнительных усилий, ни объяснений.
Тем не менее, если видите на улице незнакомца в очередном бежевом тренче – не торопитесь закатывать глаза. Возможно, вы только что встретили хорошего человека. Можно сколько угодно иронизировать о банальности, но в культурной логике она давно перестала быть недостатком. И бежевый тренч, каким бы «типовым» он ни казался, на самом деле работает как гарантия: это костюм того, кто играет по правилам.
Однако же мы не гарантируем, что этой статьей не породили новое поколение злодеев под прикрытием. Упс.