#СТИЛЬ ЖИЗНИ

Хроники PEOPLETALK: как менялся Instagram с 2010 по 2021 год – от еды в рамочках до Reels

Сегодня Instagram отмечает уже 11 лет! 6 октября 2010 года создатели впервые запустили приложение, которое тут же произвело фурор на рынке социальных сетей. Для мира это было в новинку. Да, были Facebook, Vkontakte, Twitter, Pinterest, «ЖЖ», ICQ и YouTube. Instagram, конечно, не был первой площадкой для публикации фото, но, без сомнений, стал первой, где делиться «шедеврами» могли не только профессиональные иллюстраторы и фотографы, а все. 

Facebook был скорее предназначен для текстовых сообщений об изменении семейного статуса и поиска друзей, как и «Вконтакте», Twitter – для статусов и коротких новостей, YouTube – для видео, Pinterest – для вдохновения, «ЖЖ» – для лонгридов на острые темы, ICQ и Whatsapp – для переписок.

Поэтому, когда программист Кевин Систром и предприниматель Майк Кригер переформатировали свой проект Burbn, позволявший чекиниться в разных местах, планировать встречи с друзьями и публиковать фотографии со «сходок», в приложение, позволяющее выкладывать фотографии с телефона, неудивительно, что идея выстрелила. Уже через неделю после запуска было 100 тысяч пользователей, а через два месяца их число перевалило за миллион. Проект переименовали в Instagram. 

Кевин Систром и Майк Кригер. 2012 год. Фото: Paul Zimmerman/Getty Images

С появлением приложения стало возможным оперативно делиться с друзьями фотографиями и получать фидбек в виде лайков и комментариев, не загружая десятки снимков на компьютер. В нем была бесконечная лента из снимков друзей, коллег и просто незнакомцев, рекомендованное, встроенные фильтры. В общем, все, что могло заинтересовать активных пользователей. 

Но если раньше мы выкладывали фотографии еды, природы и себя любимых без лишних забот, то сейчас у соцсети появились свои жесткие правила. Тренд на еду в полароидных рамочках сменялся сначала яркими кадрами с множеством фильтров и коррекцией, потом креативными снимками из путешествий (вспоминаем знаменитый #followmeto) и нестандартными кадрами, цепляющими глаз, затем полезными постами, и наконец мода дошла до тренда в виде минималистичных аккаунтов с уклоном на фешн и детали. 

Рассказываем, как на протяжении 11 лет менялись платформа, ее инструменты и мы вместе с ними.


2010

Фотографии  

Первые картинки, которые оказывались в системе, были квадратными, можно было наложить фильтры, которые предоставлял сам сервис, и, пожалуй, самой модной была рамочка, кадрирующая фото так, будто это потрепанный снимок. Да что говорить, функционал платформы позволял выложить кадры размером всего 640 х 640 пикселей. 


2011

Хештеги

На заре существования платформа предназначалась скорее для друзей и родственников, которым ты лично мог сказать свой никнейм, но с появлением решетки о тебе могли узнать и незнакомцы – по теме контента, который ты отмечал хештегом (самым популярным была, конечно, еда). Правда, эту инновацию создатели позаимствовали из Twitter. Потом ее важность осознали и другие платформы, а через пару лет ни один бизнес, рекламная кампания или даже офлайн-событие не обходились без хештега. 

Самым популярным трендом стали снимки еды. Кстати, в этом же году фотографии в пользовательских профилях стали показываться сеткой. Кажется, люди ходили в рестораны только для того, чтобы потом поделиться тарелкой с друзьями. Да что уж там, даже рестораны стали меняться – создавать интерьеры, в которых людям захочется сделать снимок. Сейчас тренд на хештеги заметно поутих. 


2012

Facebook купил Instagram

Instagram наконец-то стал доступен для пользователей Android. Возможно, руку к этому приложил Марк Цукерберг, потому что именно в 2012-м сервис переходит от создателей к Facebook за 1 млрд долларов. На самом деле компания Цукерберга тоже занималась разработкой подобного приложения, но, не мудрствуя лукаво, в итоге решила купить главного игрока на рынке.

У пользователей же стало модным выкладывать несколько фотографий, собранных в коллаж.


2013

Отметки на фото

Сейчас уже кажущаяся очевидной функция восемь лет назад стала сенсацией: друзья могли выложить твой неудачный кадр и отметить тебя на нем значком @ (функция была позаимствована из Twitter). Благо можно было сделать так, чтобы у тебя в отмеченных этот снимок не появлялся – достаточно было просто не подтверждать отметку. Но тут же появились и всяческие спамеры, отмечающие пользователей на фото с якобы выигранным миллионом рублей.


Видео в ленту

Twitter запустил приложение Vine для съемки шестисекундных видео, которое за полгода скачали 13 миллионов раз. Instagram среагировал – дал пользователям возможность грузить в ленту 15-секундные ролики. 


Директ

После того как в чат вошел директ, приложение соединило в себе функции мессенджера и социальной сети. К созданию функции переписки разработчиков подстегнули конкуренты в сфере чатинга – Whatsapp и Telegram, который Павел Дуров запустил буквально за четыре месяца до директа.


2014

Верификация

Instagram начал войну с мошенниками и фейковыми аккаунтами и раздал синие галочки звездам, бизнесам, СМИ и особо популярным блогерам. Поиски любимцев с красной дорожки для пользователей упростились в разы, ведь аккаунт с галочкой выплывал первым. 


2015

Появление рекламы

Фото: smmx.ru

Разработчики аж пять лет думали, как монетизировать свое произведение, и придумали: позволив брендам размещать в ленте среди контента пользователей 30-секундные ролики своих товаров и услуг. 


Бумеранг

Функция дала возможность постить короткие зацикленные видео, прокручивающиеся вперед и назад. Сейчас мода на него прошла, но за шесть лет его скачали больше 100 миллионов раз.


Разрешение

Снимки наконец-то стали качественными, благодаря тому что их разрешение стало 1080 х 1080 пикселей, а размещать их можно было не только квадратом, но и в альбомном и портретном формате. К этому моменту фирменные квадратные фото воспринимались скорее как ограничение, которое вынуждало пользователей заходить в Instasize, чтобы изменить в нем размер снимка. 


2016

Сторис

Сначала никто особо не понимал, что это и зачем, но блогеры разобрались быстрее всех, продемонстрировав подписчикам серии 15-секундных видео собственной жизни. Мы уже не говорим о бесконечном множестве инструментов для сторис в виде гифок и подписей. Платформу тогда обвинили в плагиате функций другого сервиса – Snapchat.


Новое лого

Казалось бы, что еще можно изменить в и без того многофункциональном приложении? Лого! И вместо коричневой ретрокамеры явили миру разноцветный квадрат, будто облитый краской. Конечно, появились и противники нового дизайна иконки, посчитавшие, что это что-то из ЛГБТ-тематики. Но в итоге привыкли.


2017

Шопинг

Учитывая, на каком подъеме находились акции платформы, новый способ заработка был лишь вопросом времени. И разработчики ввели шопинг, который, впрочем, появился не во всех странах сразу. Так или иначе, бренды смогли продавать товары, не выхватывая пользователей из приложения на свои сайты. 


Прямой эфир

Блогеры, звезды, да и все желающие, смогли вести трансляции, параллельно отвечая на вопросы подписчиков (кто бы знал, какую популярность обретет эта функция во времена великого локдауна).


Карусель

Наконец-то стало возможным выкладывать 10 фотографий и видео в один пост. Фильтры можно было наложить на все материалы разом или редактировать по отдельности. У женской половины пользователей сразу отпал вопрос выбора лучшего кадра.


2018

IGTV

Когда Instagram расправился с конкурентами вроде Snapchat и Whatsapp, на горизонте все еще маячил довольно сильный соперник – YouTube. Тогда платформа запустила IGTV для просмотра длинных роликов. Обычные пользователи могли грузить 10-минутные видео, а те, у кого была синяя галочка, могли выдавать ролики длительностью в 1 час. 


1 миллиард

Число активных пользователей платформы перевалило за 1 миллиард, сделав Instagram второй социальной сетью в мире. Первая, разумеется, Facebook. 


Подписки на хештег

Стало возможным подписаться только на тот контент, который тебе интересен.  


Сторис для лучших друзей

Те, кто очень хотели выложить сторис для избранных, наконец получили желаемое. С тех пор ребенка, например, можно было показать только самым достойным. 


2019

Лайки

Сердечки всегда были очень важны как для пользователей, так и для брендов: люди отслеживали, насколько аудитории «зашел» контент, бренды – насколько активная аудитория у блогера. Но, несмотря на популярность, в какой-то момент лайки стали для платформы проблемой. На соцсеть начались гонения как на самую печальную в мире из-за того, что у тинейджеров (взрослым не понять) появились проблемы с самооценкой и ментальным здоровьем из-за постов. Поэтому, чтобы остановить «болезнь», Instagram включил функцию, которая позволила скрывать счетчик лайков.


Маски

Эта функция долго «ехала» до нас из Snapchat (там они появились аж в 2015-м). Все же помнят дурацкие видео с собачьими ушами и языком? Instagram решил не отставать. Сначала маски могла создавать только креативная команда самой платформы, но через пару месяцев свои фильтры могли добавлять все. Тут-то пользователи и начали придумывать маски кто во что горазд. Во-первых, это забавно, во-вторых, с фильтром выглядишь лучше, ну а в-третьих, чтобы она всегда была под рукой, нужно подписаться на ее создателя. 


2020

Reels

Чтобы пользователи платформы не утекали в TikTok, Instagram ввел функцию Reels – 15-секундные ролики, которые можно модифицировать с помощью музыки и спецэффектов. Правда, до России он докатился буквально месяц назад. 


Интерфейс

Впервые за несколько лет у платформы поменялся дизайн главного экрана, кнопки и вкладки переехали на другие места, но и эта функция появилась в России позже, чем в США. 


2021 

Комнаты

На волне популярности приложения ClubHouse, в котором можно было собираться по интересам, Instagram представил новый вид прямых трансляций, в которые можно добавлять четырех пользователей. 


Детский Instagram

Сейчас приложением могут пользоваться лица, достигшие 14 лет, однако скоро платформа станет доступна и для детей. Пока эта версия все еще в разработке, но Facebook пообещал выпустить ее с функцией родительского контроля. Какой век, такие и правила.