#ЭКСКЛЮЗИВ

«Продолжим работать, пока это возможно»: как теперь будет существовать российский музыкальный мир

Отечественный музыкальный рынок переживает не лучшие времена. Несколько лейблов приостановили деятельность на территории нашей страны, среди них такие гиганты, как Warner Music, Universal Music и Sony Music. Вместе с ними ограничили свою работу агрегаторы Orchard и Believe – они занимались маркетингом и продвижением артистов.

Из России ушел Spotify – его аудитория составляла примерно 8 млн человек. Другие музыкальные сервисы ввели ограничения – теперь в Apple Music, «Яндекс.Музыке», VK Музыка пользователем будет сложнее найти новинки от любимых зарубежных артистов.

Еще один музыкальный вопрос, который многих волнует: что будет с концертами? В Россию точно не приедут в ближайшее время зарубежные артисты – свои шоу отменили Игги Поп, The Killers, Franz Ferdinand, Green Day, Imagine Dragons и другие. А российские музыканты стали переносить выступления на неопределенный срок. Лето пройдет без ярких музыкальных фестивалей, таких как Park Live, «Боль», Пикник «Афиши».

Но есть и хорошие новости – на фоне отмены многих концертов и запретов на новые альбомы зарубежных музыкантов, кажется, у российских артистов появился реальный шанс развиваться, переманить внимание слушателя и повысить качество своей музыки. Так ли это на самом деле? Рассуждают наши эксперты.

Максим Задворнов, PR-продюсер. Работал с Тимати, в прошлом пресс-атташе Black Star, директор департамента по работе с артистами телеканала «Муз-ТВ»

Шансов пробиться в Европу и США у русских артистов стало меньше. На их месте я обратил бы внимание на рынки Южной Америки, Азии. Попадание наших музыкантов к европейскому и американскому слушателю и раньше было непростой задачей, а сейчас разорваны связи, которые обеспечивали международные лейблы. К примеру, сотрудничество Федука и Эда Ширана, Егора Крида и Masked Wolf, может, и не стало хитовым, но повысило имидж этих артистов на международной арене. Сейчас мы можем работать с западными артистами только тет-а-тет, по прямой договоренности, а это очень непросто. Также выйти на Запад можно, став артистом-феноменом, но не мне вам говорить, что это один шанс на миллион. Ну и третий вариант сотрудничества – завоевать сердца тинейджеров через социальные сети, как это сделали в свое время Little Big.

Я думаю, артисты должны продолжать выступать с концертами. Во-первых, ради зрителей – им музыка необходима. Концерт – это терапия для уменьшения стресса и страха. Сейчас в России дефицит развлечений: в кинотеатрах не показывают зарубежные фильмы, в музеи не привозят иностранные художественные произведения, такая же история с музыкой. Что в этой ситуации делать людям? Да, в Москве еще можно найти какие-то развлечения, а как быть жителям регионов, где отменили все? Так что призываю всех российских артистов срочно организовывать туры. Особенно молодежи – ехать в города, устанавливать не очень большой ценник за билет и наращивать аудиторию. А к осени у них точно получится собрать крупные московские площадки!

Я вижу, что сейчас в России появятся довольно качественные интерпретации всех успешных западных звезд – русский Джастин Бибер например. Это и хорошо, и плохо. А плохо, потому что музыка будет без оригинальности.

Кроме этого, у нас точно будет «подпольная» элита, которая продолжит следить за новинками. Так было в 1980-е, когда появился жанр «русский рок». По факту он кажется нам уникальным, но, если послушать, какие песни переводил на русский язык тот же Виктор Цой и какие группы копировал, становится ясно, что один из самых талантливых российских артистов подражал западным звездам.

Андриан Мельников, руководитель A&R отдела лейбла «Первое музыкальное»

Для индустрии нашей страны открываются отличнейшие перспективы. Западные лейблы приостановили работу, тем самым открыв для российских артистов дополнительные возможности. Например, на музыкальных площадках в новинках и подборках присутствовало очень много западных релизов. Эти места освободились, теперь туда встанут наши музыканты. Шанс быть услышанным повышается в разы. Надеюсь, многие русские артисты воспользуются ситуацией и в ближайшее время мы увидим и услышим много новых имен и нового материала. Правда, есть и минус – отсутствие конкуренции, которую давали зарубежные исполнители, плохо сказывается на творческих людях. Многие из них потеряют мотивацию, перестанут на время создавать музыку. Но я думаю, они найдут, чем вдохновиться.

Как показывает практика, артисты из России на Западе не особо-то и нужны. Кроме этого, надо отдавать себе отчет в том, что наш уровень исполнения в целом уступает тому, что делают в США и Европе. И дело не в том, что мы «бездарные», а в том, что у нас специфический язык – не такой мелодичный, как, скажем, английский.

На низком уровне находится и продакшен – плагины и железные приборы для обработки звука создаются на Западе. Но в последнее время в России тоже появились производители музыкального оборудования. Это радует. Я лично сам пользуюсь микрофоном «Союз», акустическими мониторами N-Monitors, приборами обработки от Long. Еще пару лет назад подобных инструментов не было.

Что касается стримингов и платформ – наши музыканты по-прежнему будут размещать музыку там. Не думаю, что выпуск кассет и дисков актуален. Все уже привыкли иметь музыкальную библиотеку у себя в смартфоне. Конечно, есть меломаны, которые слушают музыку на виниле: продолжают покупать системы, усилители, пластинки. Их мало, и это всего лишь эстетство. Для стандартного потребителя это все уже неактуально.

Мария Опарина, генеральный директор лейбла «Первое музыкальное»

Любой кризис – это новые возможности. За последние три года музыкальная индустрия расцвела. Так, за время пандемии блогосфера увеличилась примерно на 70 %, музыкальных блогеров стало больше на 40 %.

Несмотря на то что иностранные лейблы покинули Россию, артисты могут быть спокойны и продолжать заниматься творчеством, поскольку у нас в стране есть российские лейблы, которые готовы сотрудничать, а «Национальный цифровой агрегатор» (российский концерн и дистрибьютор. – Прим. ред.) готов помогать с музыкальным продвижением.

Теле- и радиокомпании уже начали обновление сетки вещания. И это не может не радовать, поскольку в России нет дефицита талантов. Наконец-то аудитория услышит новые имена. Каждый день наша команда получает огромное количество заявок от музыкантов и артистов. Мы все изучаем и связываемся с начинающими музыкантами. 

Надежда Буяльская, основатель коммуникационного агентства Future Communications

Многие артисты готовят к выпуску альбомы задолго до официальной даты релиза, и те настроения, с которыми ты жил год назад, могут быть совершенно не подходящими для текущей политической ситуации. Простым людям музыка сейчас нужна, как никогда. Всем важно ощущать, что ты не один со своими переживаниями. И совершенно очевидно, что поверхностные попсовые песни про потребление, кадиллаки и проблемы сытого времени не пройдут. Сейчас время гуманистических высказываний, в том числе через творчество.

Но музыка зависит не только от издания нового материала – это лишь верхушка айсберга. Музыкальная индустрия, как и любая другая, сейчас переживает кризис: исполнители потеряли большую часть доходов, связанную с концертами и корпоративами, а также крупные контракты с международными брендами. Чтобы перестроиться на другой формат работы, потребуется немалое время. Также индустрия потеряла большое количество рекламных инструментов для продажи концертов. Думаю, что сейчас основные игроки рынка будут уходить в нестандартную коммуникацию и неожиданные коллаборации –  многие ждут сплочения на фоне общей беды.

Есть положительный момент –  это возможности для синхронизации (издания своей музыки в фильмах и сериалах). После ухода Netflix его нишу могут занять российские производители, которые также нуждаются в качественных саундтреках.

Никто не знает, как будет развиваться политическая ситуация. Совершенно очевидно, что возобновления концертов иностранных артистов в России придется ждать как минимум до окончания спецоперации. А музыка их доступна в России и сейчас.

Все понимают, что это очень большой рынок, и с ним нужно работать. Увы, не все музыкальные фестивали готовы работать только с российскими исполнителями. С 2020 года не проводятся два крупнейших музыкальных фестиваля, с которыми мы сотрудничали: Alfa Future People и Bosco Fresh Fest. Они концептуально просто невозможны без иностранных музыкантов – не все ниши могут занять российские артисты. Но есть и большое количество музыкальных событий, существующих исключительно с российским лайн-апом. Например, Encore Fest или «Дикая Мята».

К сожалению, фестивали зависят не только от лайн-апа. Очень важную роль в их экономике играют спонсорские бюджеты. В большинстве случаев это 50-80% фестивальных оборотов, которые позволяют не завышать цены на билеты и заранее выполнять свои финансовые обязательства перед подрядчиками и музыкантами. Очень надеюсь, что организаторы опен-эйров смогут справиться с этими сложностями, и мы не останемся без фестивального лета.

Ник Бабин, организатор фестиваля Chess and Jazz

Мы действительно приняли решение не отменять фестиваль и сейчас формируем новую программу. Мы считаем важным быть рядом с аудиторией, которая смотрит вместе с нами в одну сторону. Мы видим это по обратной связи и рады, что таких людей может объединить Chess & Jazz.

Как мы уже писали в наших социальных сетях, причины по которым ранее заявленные артисты не смогу приехать, разрывают нам сердце.