Знаменитое высказывание гласит: You comfort zone will kill you («Твоя зона комфорта тебя погубит»), а это значит, что пора из нее выходить. Понимаем, сделать это не всегда легко, а «сидеть в домике» для многих намного приятнее. Грамотное построение деловых связей (то есть нетворкинг) – настоящее искусство, которому можно и даже нужно обучаться. От этого умения во многом зависят твоя карьера и перспективы на будущее. Ведь все вокруг завязано именно на общении.
Так что если ты все еще боишься, что «люди кусаются», и на крупных бизнес-мероприятиях и светских раутах предпочитаешь стоять в сторонке, то этот материал – must read для тебя.
Мы поговорили с крутыми коучами и бизнес-консультантами и выяснили, как правильно заводить нужные знакомства и не казаться навязчивым и нетактичным. Итак, начнем!
Три способа завести разговор с незнакомцем
Каждый из нас хоть раз оказывался на каком-нибудь мероприятии (будь то вечеринка, деловой ужин, конференция или просто пресс-завтрак) в полном одиночестве. Мы сами знаем, насколько иногда волнительно завести разговор. В этот момент в голове крутится миллиард мыслей в стиле: а что если человек не хочет общаться, а что если я не вовремя, а вдруг я не смогу поддержать беседу? В таких случаях PR-консультант Ксения Тютюшина советует найти фактор, объединяющий вас с собеседником, – он-то и станет поводом начать разговор.
Ксения Тютюшина, PR-консультант
«Я знаю, что вы делали прошлым летом!»
В моменты знакомства я всегда вспоминаю сцену из фильма «Дьявол носит Prada» и думаю о том, что хорошо бы иметь досье на всех гостей – завести разговор точно было бы легче, ведь люди любят, когда о них говорят. Такое портфолио с двумя-тремя фактами о каждом (где работает, что любит, как зовут его собаку) спасло меня на Чемпионате мира по шахматам в Лондоне в 2018 году, когда в новой стране на мероприятии я легко смогла найти нужных редакторов изданий и подойти к ним. Оно требует много времени на поиск нужных фактов (социальные сети, медиа), но потраченное время стоит того. Благодаря своей «шпаргалке» ты точно будешь знать, с чего начать разговор.
Если возможности сделать портфолио заранее нет, то на помощь приходит Facebook. Зная имя человека, ты быстро сможешь найти повод для беседы прямо на его странице: фото из путешествия, пост о фильме или репост новости. Начать разговор можно как раз с того, что интересует твоего собеседника.
«Какая красивая сервировка стола на сегодняшнем ужине, не находите?»
Если «личные» факты узнать не удалось, то тема мероприятия, на которое ты пришел, тоже сработает. Ты можешь подойти и начать разговор с того, как красиво организован вечер, какая интересная и глубокая тема ужина, и так далее. Мероприятие – это то, что вас объединяет в данный момент.
«Привет, я – …»
Когда повод для разговора придумать не удается, я просто считаю до 10 и подхожу со словами приветствия: улыбаюсь, здороваюсь, называю свое имя и род деятельности. Мне иногда кажется, что этот способ слишком смелый и уверенный, что человек не поймет моего намерения, развернется и уйдет, но такого еще ни разу не происходило. Поэтому отбрось волнения, подойди уверенной походкой и с улыбкой на лице, и человек ответит тебе взаимностью.
Во всех трех вариантах важную роль играет уместность. Лучше всего выбирать моменты, когда человек находится один или в небольшой компании, когда ты понимаешь, что он заскучал и не против начать разговор. Познакомиться не так сложно, главное – считывать «знаки» и подойти в нужную минуту.
Чего нельзя делать при знакомстве
С тем, что нужно делать, мы вроде разобрались, а теперь переходим к стоп-листу с пометкой «Важно». Об этом мы поговорили с основателем школы ораторского искусства «Культура речи» Александром Эпштейном.
Александр Эпштейн (тренер по ораторскому мастерству, основатель школы «Культура речи»)
«Во-первых, нельзя быть навязчивым. В любой беседе важно не нарушать личные границы собеседника и учитывать все обстоятельства диалога. Во-вторых, не начинать разговор, не вникнув в то, о чем говорят люди. К этому же пункту нужно добавить, что нельзя влезать со своими темами и уж тем более перебивать. В-третьих, ни в коем случае не переборщить с комплиментами. Такая манипулятивная тактика влезть в доверие вызывает напряжение. Если человек увидит такую утрированную любезность, то начнет с тобой общаться точно так же, а пользы от этого не будет никакой.
Еще очень важно понимать, что тема нетворкинга очень психологическая, ведь, с одной стороны, цель – завести полезные знакомства и контакты, а с другой – это должно быть обоюдное движение.
Как «включить» наработанные контакты
На конференции наше общение не заканчивается, а, наоборот, только начинается. Поэтому, вернувшись с мероприятий, нужно уметь грамотно поддержать все наработанные знакомства. По такому вопросу мы пообщались с экспертом в области деловой переписки и бизнес-тренером по письменным коммуникациям Александрой Карепиной. И вот какими лайфхаками она поделилась.
Александра Карепина (ведущий российский эксперт в области деловой переписки, корпоративный бизнес-тренер по письменным коммуникациям и копирайтингу)
«Звонить в современных условиях не вариант. На непрошенные звонки люди реагируют плохо. Остается писать – в почту или мессенджер. И тут есть несколько подводных камней. Всем знаком образ горе-нетворкера, который и на конференции не был – просто раздобыл где-то список спикеров с их контактами и начал по нему «бомбить». «Здравствуйте, Иван! Ваше выступление на конференции произвело на меня неизгладимое впечатление. Хочу предложить вам…» Вот самое важное – не быть таким. Из твоего сообщения адресат должен понять, что ты на конференции был, слушал его (не просто слышал, а слушал). Чем больше будет в твоих письмах конкретики, тем лучше.
1.
Идеальная ситуация – когда вам удалось пообщаться с Иваном лично. Возможно, вы задали интересный вопрос, предложили полезный кейс, подошли обсудить что-то в перерыве, договорились пообщаться после мероприятия. Тогда достаточно конкретно упомянуть это в сообщении. «Иван, добрый день. Мы обсуждали с вами на конференции этот вопрос, и я обещал прислать вам…»
2.
Если встречи не было или она была «проходной», можно вспомнить, о чем именно говорил Иван. «Здравствуйте, Иван! Я был на вашем выступлении о…, и меня очень заинтересовал кейс о продаже металлопроката в Китай. Моя компания как раз занимается сопровождением сделок, и я хочу обсудить с вами…»
3.
Не стоит начинать письмо с автобиографии: «Иван, я был на вашем выступлении об экспорте металлопроката в Китай. Наша компания 20 лет занимается… Мы сотрудничаем с Х и Y». Ты не на ярмарке невест – адресату важно сразу понять, ради чего тратить на тебя время. Поэтому к предложению переходим как можно быстрее.
4.
Поскольку Иван не ждет твоего письма, мы легко можем показаться спамерами, старающимися что-нибудь впарить. Лучше не начинать письмо с предложения «возможности привлечь новых клиентов», «шанса повысить конверсию» и другой пользы, происходящей непонятно из чего. Этот прием спамеры заездили до невозможности. Сперва стоит сказать, что ты хочешь продать – услугу, товар, сотрудничество в какой-то области, а уж потом рассказывать, какое счастье это Ивану даст».
В этом небольшом гиде по общению на мероприятиях мы рассмотрели все его этапы и рассказали, чего делать не стоит. Но самый главный совет от нас – не надо стесняться (как пел в своей песне Ваня Дорн). Запомни, уверенность в себе – залог успеха!