#Спецпроекты

История игрушек: мистика и куклы

С одной стороны, все мы люди взрослые и понимаем, что игрушка не может разговаривать, ходить и даже дышать. А с другой, все равно иной раз опасаемся заглянуть ей в глаза. Так почему же она несет в себе одновременно радость и страх? Можно ли оживить игрушку? И почему мультипликация и кинематограф так любят использовать именно куклу в качестве пугающего образа? В четвертом выпуске «История игрушек. Из России с любовью» PEOPLETALK вместе с создателями первого и единственного в России и мире журнала об антикварных куклах — Александрой Новиковой, Натальей Курочкиной и Ольгой Копыловой — расскажет о нескольких страхах, связанных с игрушками (какие-то из них рациональные, а какие-то не очень), и попытается понять, где же лежит грань между живым и неживым и есть ли все-таки у кукол сверхспособности.

Прим. ред.: при монтаже выпуска была допущена ошибка в представлении одного из экспертов. Героиня, которую мы указали как Елену Пиотровскую, на самом деле Анна Глушнева, коуч, сооснователь «Академии Развития Человека».

Если рассуждать с точки зрения культуры, куклы всегда были неотъемлемой частью нашего быта. Игрушки формировали базовые бессознательные механизмы, через которые дети познавали окружающий мир, себя и свое место в обществе. С психологической точки зрения, люди всегда умели одушевлять неживые предметы. Благодаря этому свойству человеческого бессознательного, постоянно взаимодействуя с игрушкой, мы можем привязаться к ней и относиться как к живому существу, при этом сознательно понимая, что это вещь. Такой диссонанс между привычным нам символом добра и детства и его «живость» хорошо влияет на человека в плане ужаса, что очень любят и часто используют кинематографисты. Отсюда и первый страх — куклы из фильмов ужасов.

Можно отдать должное сценаристам и режиссерам за создание правдоподобных страхов и игру с бессознательным. Благодаря этому мы получили таких культовых героев, как Чаки, Анабель и кукла-чревовещатель из фильма «Пила», но важно помнить, что кукла не может быть одушевленной и уж тем более ездить на велосипеде по заброшенному заводу. По крайней мере, самостоятельно.

Но отойдем от общего образа и обратимся к деталям. Второй страх связан с пустым и мертвым взглядом куклы. Недаром традиционно тряпичная кукла делалась безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо «по образу и подобию человеческому», в нее может вселиться злой дух и причинить вред играющему. Хороший пример — кукла Вуду. Изначально их делают безликими, и только при проведении ритуалов вышивают пуговицы и делаю ее похожей на человека, которому хотят навредить.

По словам директора «Музея Уникальных Кукол» Людмилы Морозовой, посетителей часто пугает не только взгляд куклы, но и кукольные аномалии. К примеру, трехликая антикварная кукла, изображающая разные эмоции, или шестипалая кукла, сделанная по заказу в подарок девочке, родившейся с шестью пальцами.

Особняком в кукольном мире стоят автоматоны — механические куклы, у которых двигаются голова, ноги, руки и глаза. По сути, они уже выходят за рамки детских игрушек и служат, скорее, декоративным предметом интерьера для развлечений. Такие ожившие куклы производят двоякое впечатление: с одной стороны, они — прекрасно выполненное сложнейшее произведение искусства, с другой — могут пробудить неприятие.

Такой эффект рождает третий страх — кукла живая, но похожа на мертвого человека. Это, опять же, игра с человеческим бессознательным и эволюцией. Умение отличать живое от неживого нужно нам, чтобы понимать, где опасность, а где просто предмет, и часто это нужно сделать моментально. Поэтому, когда человек видит неживой предмет, который начинает двигаться, то это вызывает страх, которому есть научное объяснение.

«Эффект зловещей долины» — это гипотеза о том, что робот или любой другой объект, который выглядит или ведет себя как человек, вызывает неприязнь и отвращение у наблюдателей. Саму гипотезу описал в журнале Energy в 1970 году японский робототехник Масахиро Мори. Он предположил, что люди испытывают симпатию к роботам, игрушкам и другим, похожим на них объектам, но только до определенного момента. Когда неживое обретает слишком много человеческих черт, могут возникнуть волнение, страх и беспокойство.

И это лишь часть страхов и предрассудков, связанных с образами кукол и игрушек. А какие еще есть ассоциации, что такое вентрологические куклы и при чем здесь мастера-чревовещатели — смотри в новом выпуске. 


Режиссер: Стас Ахунов

Оператор-постановщик: Денис Стецишин

Фотограф: Александр Новиков

Сценарист: Светлана Данелян

Художник-постановщик: Анастасия Ржевская

Монтаж: Григорий Диккерт

CG продюсер: Даниил Щекин

CG супервайзер/арт-директор: Иван Архипов

Супервайзер визуальных эффектов: Стас Ахунов, TAINA

Ассистент продюсера: Елена Бородина

Продюсер: Анастасия Фридман

Консультанты проекта: Редакция журнала «Антикварная кукла»: Александра Новикова, Наталья Курочкина, Ольга Копылова


Проект создан при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»)