Вот и наступил долгожданный, чистый, Новый год. Время, когда кажется, что все мечты сбудутся, возможности безграничны, а проблемы, стресс и обиды остались далеко в прошлом.
Но было ли так всегда? С какого момента в России этот праздник стал считаться началом чего-то нового? Когда мы стали думать, что именно Дед Мороз, а не кто-то другой, принесет подарки? И в конце концов, какая роль здесь досталась игрушкам? В нашем новом проекте «История игрушек. Из России с любовью» мы расскажем историю отечественных кукол и игрушек, отправимся в путешествие по разным городам России, заглянем в гости к коллекционерам, изучим экспонаты в крупнейших музеях, побеседуем с лучшими экспертами в области антиквариата и услышим истории, полные мистики, загадок и невероятных фактов. А начнем с новогодних игрушек.
История Нового года берет начало в XVIII веке, когда Петр Первый, вдохновившись западными традициями, издал указ Новый, 1700 год от Рождества Христова праздновать с 1 января. И помимо зажигания бочек со смолой и стрельбы из мелкого ружья (что позднее мы стали называть салютами) приказал «развешивать по домам всякого боярского или посадского чину ветви ели или сосны для праздничного настроения». Позднее жена императора Николая I Александра Федоровна познакомит нас с новогодней елкой, привезенной из Пруссии в 1817 году. Оттуда же она возьмет традицию украшения ели, а чуть позже, в 1828 году, устроит настоящий рождественский праздник с подарками под елкой и украшениями в виде конфет, орехов, пастилы и других сладостей. Стоит отметить, что и игрушкам нашлось место. В основном рождественские украшения были из картона и ваты и привозились из Германии, но уже тогда в царской России существовали артели, производящие игрушки из стекла. Правда, их можно было встретить исключительно в богатых домах.
В 1917 году ситуация изменилась. С приходом большевиков и новой антирелигиозной кампании Новый год признали «старорежимным» обманом народных масс и запретили. С наступлением 1935 года и началом индустриального прогресса появилась надежда и на возвращение праздника. Но со своими изменениями. Теперь правительство делает Новый год всенародным, не ограничивая рождественский дух стенами домов буржуазии. Новый год становится доступным праздником, который касается абсолютно всех. 28 декабря 1935 года после статьи Павла Постышева в газете «Правда» началась история советского Нового года в том виде, в каком мы его знаем и любим.
Массово елки стали производить, как ни странно, на заводах по производству туалетных ершиков, именно поэтому елочные кончики так напоминали их ворсинки. Елочные игрушки все так же изготавливались из ваты, и с ростом спроса на деревья рос спрос и на украшения. Поэтому в 1936 году начали создаваться отдельные артели по изготовлению елочных игрушек. Дизайном занимались профессиональные художники и скульпторы того времени. За основу брали проволочный каркас, который обматывали ватой, а лица и руки делали из папье-маше, а затем раскрашивали.
Готовую игрушку покрывали крахмальным клейстером и посыпали «стеклянным снегом» – чешуйками слюды. В отличие от ватных, стеклянные игрушки давали волю фантазии. В то время можно было встретить украшения разных форм, цветов и размеров: фрукты и овощи, животные, птицы, герои сказок. А также игрушки, повторяющие советскую реальность: пионеры, лыжники и конькобежцы, пограничники и парашютисты, герои любимых фильмов и значимые лица внутри страны. Одной из самых популярных в 30-х годах была серия «Полярников», восхваляющих покорение Арктики и Северного полюса.
С наступлением 1941 года краски стали бледнее. Но, несмотря на военную обстановку, люди не теряли новогодний дух и продолжали отмечать праздник в страшных условиях, хватаясь за лучик светлого будущего, которым был Новый год. Скромные праздники устраивали и в блокадном Ленинграде, из бинтов делали грибы и вишни, разукрашенные зеленкой, а из пустых ампул и перегоревших лампочек делали смородину и виноград. Но ужасы войны отступили, и перед государством встала задача не только восстановить страну, но и вернуть людям радость довоенной жизни.
В СССР начали массово изготавливать Дедов Морозов, а к концу 1940-х годов в Научно-исследовательском институте игрушки был разработан новый способ прессования игрушек из ваты и внедрение техники намотки изделий, которую использовали и до революции, но теперь это делали на станке-веретене. Полностью восстановить производство удалось лишь к 1950-м, когда в моду снова вошли стеклянные игрушки на прищепке или веревке, а главной темой украшений стали быт и уют. На елках чаще встречались сундуки, лампы и корзинки с фруктами, а также сказочные герои, такие как Чиполлино, Буратино и Айболит.
Новогодние украшения и игрушки прошли огромный путь: от роскошных импортных и съедобных до самодельных и дарящих надежду, от массовых до пропагандистских. Но как они выглядят сейчас? Что сейчас в моде и как мы украсим елку в этом году? Не будем раскрывать все карты здесь, ведь ответы можно найти в нашем новогоднем выпуске.
Режиссер: Стас Ахунов
Оператор-постановщик: Денис Стецишин
Второй оператор: Ефим Китаев
Операторы: Влад Королев, Илья Филипский
Фотограф: Александр Новиков
Сценарист: Светлана Данелян
Гаферы: Влад Королев, Андрей Соловьев
Осветители: Кирилл Ламберт, Андрей Соловьев, Габриэль Дель Пино, Эмиль Аббясов, Илья Волков
Механик камер: Влад Иванов
Художник-постановщик: Анастасия Ржевская
Звукорежиссер: Артем Степанов
Стилист: Кристина Константину
Визажисты: Яна Абакшина, Регина Ахатова, Лилия Мещеринова, Александра Ильницкая, Кристина Василевская, Туйаара Парникова, Юлия Слепнева, Елена Тихонова
Логгер: Иван Сметанин
Монтаж/цветкор: Денис Белоусов
Закадровый голос: Сергей Чонишвили
Постпродакшн звука: Ева Абтиева
CG продюсер: Даниил Щекин
CG супервайзер/арт-директор: Иван Архипов
Супервайзер визуальных эффектов: Владимир Матыцин, TAiNA
Ассистент продюсера: Елена Бородина
Продюсер: Анастасия Фридман
Дизайн верстки: Татьяна Курьякова
Текст: Елизавета Шевченко